· Воспитывать чувство коллективизма, эмпатию, давать задания на сплочение группы (совместные игры - подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих работ - коллажей, картин, плакатов и др.).
2.2 Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Частично-поисковый этап эксперимента.
Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными
детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Развитие фантазии, инициативности, творческой активности.
· Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора
· Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.
· Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.
· Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.
Принципы:
· Систематичность и последовательность
· Доступность
· Индивидуальный подход к детям
· Игровая подача материала
· Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик
· Развивающего обучения
· Наглядности
Условия:
· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
· Общение с искусством.
· Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Средства:
· Произведения искусства(картины, репродукции)
· Художественное слово
· Природа
Направления:
· Развитие творческой активности
· Развитие технических умений в изобразительной деятельности
· Развитие познавательных процессов
· Совершенствование навыков коллективного общения
Этапы:
· Подготовительный
· Обучающе-тренинговый
· Обучающее-творческий
Методы:
· Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец)
· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение)
· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)
Приемы:
· Вопросы, совет, пояснение, напоминание
· обыгрывание
Формы:
· регламентированная деятельность
· совместная деятельность
· самостоятельная деятельность детей
Программа состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия были разработаны на основе пособий, которые указаны в сносках к занятиям, при отсутствии таковых занятия авторские. Конспекты занятий, словесные игры и упражнения, подборка художественного слова для занятий, наблюдений, бесед представлены в приложении данной работы. При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, разработанные в ходе анализа констатирующего этапа эксперимента.
Как было отмечено ранее, для развития художественной одаренности необходимо проведение не только специальных занятий, поэтому для этой конкретной группы детей мы определили несколько дополнительных направлений работы в соответствии с данными в анализе констатирующего эксперимента рекомендациями.
1. Специальные занятия индивидуальные или подгрупповые на совершенствование и закрепление умений изображать те или иные предметы в зависимости от индивидуальных рекомендаций.
2. Развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее. Используя следующие задания: рассказы по картинке, сочинение сказок, коллективные игры «буриме», словесные упражнения:
3. В формировании аккуратности может помочь пособие «Учимся писать и рисовать. Для детей 6-7 лет. Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2002.».
Цель данного пособия : Развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, подготовка к овладению навыками письма.
Последовательные задания:
1. Обвести узор по пунктирам
2. Раскрасить рисунок
3. Нарисовать по клеточкам такую же фигуру как на образце.
4. Прописать элементы по пунктиру и самостоятельно
4. Снятие телесных зажимов, развитие эмпатии, сплоченности группы, усидчивости, формирование концентрации внимания. Решать данные задачи помогут игры - подвижные, сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические. Примерные задания:
· Угадать по выражению лица (картинки, другой ребенок, взрослый) настроение, предполагаемые фразы, причины.
· Игры-инсценировки сказок, импровизации, драматизации.
· Мимикой, пантомимикой показывать различные состояния погоды, воды; настроения людей; различных животных.
Программа расчитана на три месяца и состоит из трех этапов: подготовительного, обучающего и творческого.
1. Подготовительный этап.
Направления
Задачи
Содержание работы
Развитие творческой активности, воображения
Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления.
Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.
Развитие изобразительных способностей
Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)
Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти(зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива
Определение сплоченности группы, взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.
Разработано 5 занятий, которые представлены в приложении № 6.
2. Обучающий этап.
Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии.
Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.
Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных .
Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деят -ти.
Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе
Разработано 10 занятий, которые представлены в приложении № 7.
3. Творческий.
Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений.
Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.
Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.
Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.
Самостоятельные игры
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19