· Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники .
· Создать в группе благоприятную атмосферу.
· Не сдерживать инициативу ребенка.
· Доброжелательно относиться к детям.
Методологические основы: Личностно-деятельностный подход Леонтьева А.Н.; Положение Лейтеса Н.С. и Савенкова А.И. об особенностях одаренности дошкольников; Основные положения личностно-ориентированного подхода В.А. Беликова и И.С. Якиманской; Положение Н.А. Ветлугиной о специфике детского художественного творчества.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент:
· Констатирующий этап
· Частично-поисковый этап
· Контрольный этап
· Глава 1.
Таким образом, видно, что необходима суммация не просто способностей, а способностей интеллектуальных, творческих и наличие потребности реализовывать эти способности.
Триада П. Торренса .
творческие способности
творческие умения
творческая мотивация
П.Торренс в одаренность включает творческие способности, которые заключаются не только в предпосылках, мотивации, но и в умениях, связанных с реализацией способностей. Таким образом, мы видим, что Торренс делает акцент на творчестве, показывая тем самым, что творчество - есть главная составляющая любой одаренности.
2. Одаренность как совокупность природных и социальных факторов.
Модель Ф. Монкса.
Так модель Ф.Монкса предполагает расширение модели Рензулли прибавлением к ней социального окружения (См. рисунок 1б ). В данной модели наглядно представлена связь генетически определенных задатков и воздействия окружающей среды.
Мюнхенская модель.
Хеллер в мюнхенской модели указал не только факторы, влияющие на развитие одаренности, но и подробно назвал компоненты первых (См. рисунок 2). В модель входят не только условия среды и предпосылки, но и умения, и некогнитивные личностные особенности. Именно в этой модели подчеркнута многогранность и многофакторность одаренности как явления.
Отдельным пунктом хотелось бы обозначить творческую одаренность.
Одаренность - более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Одаренность - степень творческой реализации в образовательной области.
Модель творческой одаренности А.М. Матюшкина.
А.М. Матюшкин разработал модель творческой одаренности, основными компонентами которой будут:
· Доминирующая роль познавательной мотивации.
· Исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.
· Возможности достижения оригинальных решений.
· Возможности прогнозирования и предвосхищения.
· Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Значит, в основе этой модели лежит креативность как важнейший фактор развития личности. И одаренность рассматривается не как достижение высоких результатов в какой-либо области, а достижение, главным образом, нового, оригинального, ранее не существовавшего. В принципе речь идет самом высшем уровне одаренности - гениальности.
Эрика Ландау предлагает следующую градацию уровней одаренности:
1. Способный человек - блестяще копирует по готовому образцу.
2. Талантливый - одаренность в какой-либо одной области
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19