Рефераты. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Разработано 6 занятий, которые представлены в приложении № 8.

Данная программа была апробирована на базе Еленинского ДОУ «Березка» с декабря 2003 г. по март 2004 г.; в эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы.

Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и за три месяца видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие творческой активности, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии. Для детей наиболее интересным оказалась возможность знакомства использования различных материалов в работе и возможность творить, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое. Как наиболее удивившими следует назвать технику граттажа и монотипии; самыми понравившимися и наиболее удавшимися техника манкографии и работа с солью, наиболее сложными техника набрызга и размыва.

В ходе реализации программы был проведен небольшой опрос как педагогов, так и детей на выявление уровня заинтересованности нетрадиционными занятиями. Педагогам были предложены следующие вопросы и получены ответы:

1. Какие из предложенных методов не используются вами в работе и почему?

· Граттаж, из-за отсутствия материалов и сложности проведения.

· Техника размыва, набрызга, из-за отсутствия достаточных умений и пособий по данной работе.

· Манкографии и работы с солью из-за сложности экспонирования и хранения.

· Пальчикового рисования из-за недостатков материально-технического оснащения (нет водопровода, канализации)

От детей получены следующие данные:

1. Какие занятия вам понравились больше всего и почему?

· Понравилась техника работы с разными материалами (манкой, комочками ваты, салфеток, рисование пальцами) потому, что можно делать то, что, как и чем хочется.

· Подвижные игры, упражнения на развитие эмпатии, сплоченности, потому что это интересно, смешно и можно дурачиться, а тебя никто не ругает за это.

· Игры на словесное творчество, потому что там нет неправильных ответов и можно говорить то, что ты думаешь, главное объяснить почему это так.

· Разные коллективные задания, соревнования, потому что вместе веселее и легче выполнять разные упражнения и так находишь много друзей.

Не совсем удалось реализовать принципы доступности и учета развития детей и индивидуальных характеристик, возможно из-за довольно короткого промежутка времени проведения программы. Для реализации программы по осуществления индивидуального подхода, конечно, необходимы более близкие отношения с педагогом, такую программу должен проводить постоянный воспитатель, знающий все индивидуальные особенности детей группы. Хотя плюс работы исследователя, стороннего наблюдателя в том, что он освобожден он предвзятого отношения к детям, от некоторых предрассудков, что позволяет ему более объективно оценивать как работы ребенка, так и его личность в целом.

Особенность дошкольника в том, что он стеснителен и несколько скован перед незнакомыми людьми. Возможно, этот фактор затрудненного общения и не позволил полностью раскрыть свой творческий потенциал некоторым детям, даже несмотря на старания нас как исследователей, и активную помощь постоянных педагогов группы.

Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение … Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности. Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, объектов окружающей действительности, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности, и была сделана главная ставка в реализации программы. Начало реализации ведущей цели программы - научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности малышей в любых видах деятельности, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее внедрение в широкую практику.

2.3 Содержание контрольного эксперимента.

Контрольный эксперимент проводился в апреле 2004 года и дублировал методы сбора и анализа информации констатирующего эксперимента.

Цель: выявить уровень развития художественных способностей и сравнить результатами констатирующего эксперимента.

В ходе контрольного эксперимента были получены результаты, которые можно проследить в описании индивидуальных характеристик каждого ребенка, а также в сводной таблице результатов и лепестковой диаграмме.

Рыбаков Владимир (6 лет 5 месяцев).

Стал более послушен, дисциплинирован. Принимает активное участие в сюжетно-ролевых и подвижных коллективных играх, стал более самостоятелен в выборе ролей, средств их воплощения. Виден более творческий подход к решению проблем. Рисунки старается располагать теперь в едином сюжете, в перспективе, детализированные, реалистичные изображения, активнее использует яркие светлые тона и краски.

Валеев Роман (6 лет 4 месяца).

Стал более внимателен, вникает в суть задания, творчески его переосмысливает, но и умеет проводить прямые аналогии. К выполнению задания может относиться с разных позиций: самостоятелен, если это оговаривается и послушен, если того требует упражнение. Научился детализировать объект в соответствии с заданием: если нужно передать только существенное , то рисует только основное, если детали важны, то прорисовывает все тщательно, аккуратно. Активно пробует новые материалы, привносит даже собственные, если они требуются для воплощения его собственного замысла (макароны- спиральки в качестве аппликации водорослей аквариума).

Сироткин Александр (6 лет 7 месяцев).

Стал более раскован эмоционально, отдает равное предпочтение как дидактическим индивидуальным играм, так и коллективным сюжетным и подвижным, хотя остается интеллектуальная направленность в процессе игры. Увеличилась продуктивность мышления, стало более развито ассоциативное мышление, более избирательно восприятие и память. Лучше стало изображение человека: реалистичное и пропорциональное.

Киселева Валерия (6 лет 9 месяцев).

Стала более раскована в своих эмоциях, суждениях. Активно проявляет фантазию, заинтересовалась нетрадиционными способами изображения, исследования предметов, получения ранее не существовавших форм, описания и называния своих работ, ролей, игр. Научилась рисовать технику, машины, т.е. того, что раньше считала «мужскими» темами. Стала более спокойно относиться к критике, своим ошибкам, тщательнее прорабатывает сюжет, способы исполнения, старается творчески подойти к заданию.

Стрелкова Александра (6 лет 6 месяцев).

Стала активнее включаться в коллективные игры, но занимает второстепенные, часто «непопулярные» роли. Память более избирательна, теперь старается запоминать не форму, а главное содержание, смысл. Рисунки остаются мелкими, композиция не на весь лист, а в какой-либо его части, распологает сюжет так, будто у нее слишком большой лист и она сама делает его меньше, выбирая для изображения только половину листа. Рисунки комментирует, хотя над словесным творчеством еще нужно поработать. Реалистичнее стали изображения, использует многоцветие.

Галанин Сергей (6 лет 5 месяцев).

Стал более дисциплинирован, аккуратен. Научился дослушивать задание до конца и критически его осмысливать. Более избирательным стало восприятие и память, активно развивает ассоциативное и образное мышление. Больше обращает внимания на второстепенные детали, если они служат для передачи сущности и колорита предмета или явления. С удовольствием включился в экспериментирование с различными материалами, старается комбинировать полученные знания, собственные материалы не использует.

Лучевникова Любовь (6 лет 8 месяцев).

Стала более независима от собственного настроения, окружающих обстоятельств, на задание реагирует более адекватно. Все еще впечатлительна, за счет чего активно расширяет кругозор, развивает творческое воображение, образное мышление и память. Обижается уже не так сильно, старается реально взглянуть на вещи, более критически относится к себе и своим ошибкам.

Гончаревич Настя (6 лет 6 месяцев).

Стала более раскрепощенной, эмоциональной, менее эгоистичной, с пониманием относится к чужим идеям, но может все еще поправлять и корректировать в соответствии со своими интересами предложения сверстников и даже педагога. Может самостоятельно внутренне продумывать сюжет, тщательно прорабатывая, но склонна к срисовыванию, а не рисованию по представлению. Более критично стала относиться к себе и своей работе, прислушивается к советам, учитывает поправки на будущее.

Шулаева Каролина (6 лет 4 месяца).

Творческая личность. При целенаправленной развивающей работе в дальнейшем может добиться высоких результатов в области искусства. Стала более адекватно относиться к себе, несколько повысился уровень самооценки. Может, хотя еще и робко, высказывать свое собственное мнение, сказать, почему она так думает, но настаивать на своем вопреки другим еще не отваживается из-за особенностей семейного воспитания. Необходима планомерная работа не только с Каролиной, но и с ее родителями. Видны хорошие перспективы, но развитие возможно только во взаимосвязи с семьей, школой, кружками творчества.

Чусовитина Анна (6 лет 9 месяцев).

Также довольно таки трудно раскрепоститься, больше остается молчаливой. Эмоциональна только в кругу самых близких подруг (1-2), в коллективном показе своих способностей замыкается в себе, также трудно расшевелить. Но в одиночестве, когда никто не мешает, дает простор своей фантазии - в рисунках, в индивидуальных заданиях, занятиях. Научилась связывать предмет с общей композицией, хотя заполненность листа частичная, рисует лишь основу, без детализации рисунка, сюжета.

Результаты контрольного эксперимента можно проследить в таблице, в которой представлены количественные измерения в баллах за все проведенные диагностические методики.

Наглядно же представить динамику развития детей поможет лепестковая диаграмма, построенная по аналогии с диаграммой констатирующего эксперимента.

Анализ данных позволяет с уверенностью утверждать, что реализация предложенной программы индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста прошла успешно. Как видно, динамика развития детей существенна: уменьшился разрыв в уровне развития детей данной группы, при этом каждый ребенок остался индивидуальностью, с присущими только ему интересами, склонностями, способностями, характерными чертами. Многие дети (Каролина, Люба, Рома, Лера, Настя, Сережа и Саша Сироткин) повысили свои показатели по большинству критериев: расширение кругозора, развитие всех познавательных процессов, формирование эмпатии, чувств коллективного сотворчества, эмоциональной отзывчивости и раскрепощенности, совершенствование изобразительных умений. С Вовой, Сашей Стрелковой и Аней требуется дальнейшая углубленная, целенаправленная развивающая работа , хотя именно на их примере виден колоссальный отрыв от прежних показателей , но из-за слабости начального уровня кажется, что результаты несколько низки, а при анализе динамики развития прослеживается существенный рывок вперед.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.