4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков: языковых, правописных, речевых. Задача учителя -- осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.
5. Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.
6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.
7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы. Кроме того, учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств, бережного отношения к языку.
Понимание основ методической системы учебников поможет учителю реализовать стоящие перед ним задачи в соответствии с современными требованиями к урокам русского языка. При подготовке к уроку учитель должен тщательно осмыслить сведения, данные в объяснительной (теоретической) и в практической части учебника, ответить на следующие вопросы:
1. Как соотносится теоретический материал учебника с положениями лингвистической науки?
2. Почему специально выделено то или иное положение?
3. Какие сведения и почему разъясняются в примечаниях?
4. Какие упражнения расширяют или дополняют новыми сведениями теоретическую часть параграфа?
5. Какой иллюстративный материал используется и с какой целью?
6. Дан ли в учебнике способ применения правила, образец рассуждения? Если нет, то продумать, каким он должен быть. Есть ли в практической части учебника упражнения продуктивного (творческого) характера? Если нет, то подобрать их самостоятельно.
7. Какие сведения повторяются в процессе изучения данной темы? Как их соотнести с новым материалом?
§ 14. ПОСОБИЯ, ДОПОЛНЯЮЩИЕ УЧЕБНИК
Наряду с учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот .материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники упражнений под названием «Дидактический материал», школьные словари, справочные пособия.
Сборники «Дидактический материал» представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут быть использованы и на классных занятиях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей.
Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них расчленен на разделы в зависимости от характера формируемого навыка: «Пунктуация», «Орфография», «Части речи», «Словосочетание и предложение», «Главные члены предложения», «Культура речи», «Развитие связной речи» и т. п. Задания к упражнениям, как и в учебнике, носят комплексный характер, включая материал для повторения, различные дополнительные задания.
Как средство обучения в практике школьного преподавания используются различные словари и справочники. Вот некоторые из них: Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. Орфографический словарь; М. Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка; А. В. Текуче в, Б. Т.Панов. Грамматико-орфографический словарь; 3. А. П о тих а. Школьный словообразовательный словарь; М. Т.Баранов, Т. А. Костяев а, А. В.Прудникова. Русский язык: Справочные материалы (4).
Все пособия подобного типа с успехом могут быть использованы учителем на уроках русского языка в качестве дополнения к действующим учебникам.
Глава Х ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Формирование хорошей речи -- другая сторона работы по культуре речи учащихся. Это направление также отражено в действующей программе (в так называемых вторых пунктах). При этом в программе -- применительно к крупным ее темам -- обозначены главным образом:
-- синонимические ряды (реже -- антонимические пары слов) существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т. д.; -- параллельные синтаксические конструкции; _ сфера употребления отдельных морфологических категорий, словоформ, синтаксических конструкций и т. д.
Таким образом, обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное отношение к отбору (выбору) языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания и т. д. Иными словами говоря, учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной
связной речи. В отечественной методике в плане обогащения речи школьников
выделяются:
-- словарная работа;
_ работа по обогащению грамматического (в том числе интонационного) строя речи учащихся.
§ 44. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
Обогащение словарного запаса учащихся -- это: а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию -- понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах -- предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в дореволюционной школе. Так, Ф. И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «разливать в дитяти врожденный дар слова», И. И. Срезневский (1860) сосетозал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К. Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.
Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.
Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных значений. Понимание детьми этой связи -- основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.
Цели обогащения словарного запаса школьников. Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению .пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов (уровень пополнения сем).
Количественно-качественное совершенствование словаря учащихся определяет парадигматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т. е. работу над словом и его семантическими полями, готовит условия для обучения школьников умению использовать известные и новые слова в своей речи -- их выбору для выражения определенных речевых задач. Она выражается в показе сфер употребления слов, в раскрытии их сочетаемости с другими словами.
Реализация второй цели обогащения словарного запаса учащихся составляет синтагматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т. е. работу над контекстным употреблением слов -- над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста.
Каждый человек -- взрослый и ребенок -- владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. В психологии и в методике преподавания языка (родного и неродного) в словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная (4).
Есть ряд причин, в силу которых личный словарный запас учащегося делится на активный и пассивный: социальные, психологические и методические. Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается вульгаризмов, жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно пользуются ими. К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с качественно-оценочным значением) и подсознательное стремление к экономии языковых усилий. Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи учащихся.
Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его части заключается в уровне владения словом. Владеть словом -- это значит соотносить его с реалией или понятием, знание его семантики, сочетаемости и сфер употребления. Вероятность употребления слова в речи школьника достаточно велика.
Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), то такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность употребления такого слова в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном запасе -- обеспечение понимания читаемого или слышимого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28