Рефераты. Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В текстах упражнений дается информация о происхождении слов, о развитии языка.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа языковых явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений над фактами и явлениями языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса). При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале что приведет к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории) и развитии языка, у школьников воспитывается интерес к предмету Упражнения заставляют их задуматься над смыслом правил и определений. На базе подобных материалов они могут подготовит] небольшие сообщения и выступить с ними на уроке.

При выполнении упражнений, направленных на формированы умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации и; выполнения и проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность. Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно, предлагается вы полнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками). Учащимся, не справляющимся с большим количество1\ разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только 1 одной группе фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материал учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений 1 правил, в процессе формирования умений и навыков.

Система повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения -- необходимое условие организации учебного процесса Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи В них включены специальные разделы, содержащие материал1 для повторения изученного на разных этапах процесса обучения в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года'. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются: задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знания) и умений, полученных школьниками на предшествующих этапа; работы. При повторении в процессе изучения темы (попутно повторение), а также после ее изучения и в конце года даются: задания для закрепления и систематизации пройденного.

В начале учебного года в процессе повторения пройденный материал либо просто воспроизводится (если в дальнейшем согласно ступенчатому принципу его расположения изучение темы будет продолжено), либо воспроизводится с элементами систематизации (если повторяемый материал в последующем не изучается). См.: Баранов М. Т. Повторение фонетики, лексики и грамматики в конце года // Рус. яз. в школе.-- 1981.-- № 2.

Попутное повторение реализуется в учебниках путем предъявления учащимся серии заданий к упражнениям, рассчитанных на воспроизведение ранее изученного материала. Эти задания отмечены специальными значками (см. список условных обозначений в учебниках).

При повторении изученной темы (или раздела) в учебниках предусмотрены контрольные вопросы и задания, среди которых выделяются вопросы на воспроизведение полученных знаний и вопросы, требующие сравнения и систематизации фактов и явлений языка, вопросы повышенной трудности. Это позволяет не только регулярно контролировать процесс усвоения знаний учащимися, но и проводить контроль дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Кроме того, на этом этапе учащимся предлагается выполнить упражнения, позволяющие систематизировать изученное: заполнение и составление таблиц, составление перечней, классификаций, выполнение различных видов разбора и т. п.

Повторение в конце года также связано с систематизацией изученного. Уровень систематизации в данном случае зависит от того, завершается изучение темы или оно будет продолжено в следующем классе. В зависимости от этого в учебнике представлены следующие задания: вопросы, рассчитанные на воспроизведение и систематизацию изученного; упражнения на основе связного текста, в структуре которого комплексно анализируются изученные формы и конструкции; упражнения классификационного характера; различные виды разбора.

Справочные материалы учебников. В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача -- обучение школьников умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по русскому языку. Для этого используется справочный аппарат учебника, которые содержит материалы различного характера: списки изученных и изучаемых орфограмм и пунктуационных правил, памятки, в которых даются сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике, о том, как самостоятельно готовиться к письменным работам (диктантам, изложениям, сочинениям), как совершенствовать написанное, о порядке проведения различных видов разбора. В учебниках представлены миниатюрные словари («Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь»), помогающие школьникам в решении орфографических задач, в освоении норм русского литературного языка. Наличие справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, активизирует их познавательную деятельность, облегчает повторение изученного, способствует обобщению знаний и т. п.

В связи с этим необходимо научить школьников пользоваться справочным аппаратом, добиться того, чтобы он приносил им реальную пользу в процессе усвоения учебного материала. Для этого нужно познакомить школьников со всеми видами справочных материалов уже на первых уроках русского языка, приучить обращаться к ним при изучении и повторении курса, научить детей умению находить справки при выполнении домашних заданий (2).

Вариант решения перечисленных задач представлен в учебнике русского языка для V класса. Школьникам предлагается познакомиться с учебником и научиться ориентироваться в нем. В частности, им рекомендуется ответить на следующие вопросы: на какой странице помещены «Приложения»? Что включено в «Приложения»? Что представляет собой «Толковый словарь»? Для чего помещены в учебнике словари «Пиши правильно», «Произноси правильно»? Какие «Памятки» помогают вам учиться? Подобная работа обеспечивает осознанное отношение учащихся к справочным материалам учебника, поэтому она должна быть предусмотрена учителем и реализована им с учетом характера учебника и его справочного аппарата.

Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся. Учебники по русскому языку решают воспитательные задачи, предусмотренные программой. Осмысливая теорию языка, осознавая взаимосвязь всех его уровней, всех разделов, познавая его законы, школьники воспринимают язык как общественное явление, обладающее определенными функциями. Языковые сведения, описанные в учебниках, законы, изученные на уроках, формируют материалистическое мировоззрение школьников, научное представление о языке, его функциях. Наличие в учебниках вводных тем, содержащих сведения о богатстве русского языка, о его значении в жизни человека, о родственных русскому языку славянских языках, о развитии русского языка в связи с жизнью общества, создает условия для формирования у школьников материалистического взгляда на мир, воспитывает у них любовь к родному языку, способствует осознанию его роли в решении задач, связанных с общением и деятельностью людей. Параграфы, содержащие сведения о русском языке,-- составная часть всех учебников, что позволяет постоянно пополнять и углублять эти сведения от класса к классу.

Огромную воспитательную нагрузку в учебниках русского языка несут связные тексты. Многие из них объединены общим воспитательным замыслом, что дает возможность использовать их целенаправленно на различных этапах работы со школьниками. Так, например, в учебнике для VI класса есть серия упражнений под рубрикой «Отечество мое», которая создает на его страницах образ Родины. Тексты этих упражнений интересны в познавательном отношении. Кроме того, они позволяют учителю использовать их при подготовке школьников к написанию сочинений различного характера.

Большое воспитательное значение имеют иллюстративные материалы учебника. Анализ репродукций картин известных художников на уроках развития речи способствует обогащению опыта учащихся, приобщает их к культуре в широком смысле этого слова, развивает чувство прекрасного, способствует эстетическому воспитанию школьников.

Таким образом, в учебниках содержится материал для воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, к Родине, своему Отечеству (патриотическое и интернациональное воспитание), к произведениям литературы и искусства, познание и описание которых во многом зависит от уровня владения языком (эстетическое воспитание). Тексты, поднимающие проблемы нравственного характера, воспитывают у школьников речевую культуру, культуру поведения в целом, формируют нормы отношения к миру, к действительности (нравственное воспитание).

Планируя и реализуя решение воспитательных задач на уроках русского языка, учитель должен учитывать возможности учебника, целенаправленно использовать имеющиеся в нем материалы.

Методический аппарат учебников. В действующих учебниках русского языка заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие:

1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.

2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом. Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, а правила, определения (характеристики) заучены.

3. Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.). Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения -- обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.