Рефераты. Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы

Кроме того, в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике учащихся.

Формы предъявления информации в современных учебниках. Авторы учебников используют различные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся.

В каждом из учебников проявляются те или иные тенденции в использовании способов введения новых сведений. В учебнике русского языка для V класса преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в V классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом учитывается и то обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся (3).

Как правило, новая информация в учебнике русского языка для V класса дается следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике,-- можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Не следует думать, что весь материал в учебнике для V класса изложен индуктивным способом. Там, где наблюдения учащихся организовать невозможно по каким-либо причинам, авторы используют дедуктивный путь изложения новых сведений.

Дедуктивный способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно последовательно в учебниках для VI и VII классов. На этом этапе обучения важно сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку. Кроме того, факты, описанные в названных учебниках, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться в их сути самостоятельно довольно сложно. Следует также учитывать, что объем изучаемых понятий увеличивается, а сами понятия оказываются более сложными по сравнению с изучаемыми ранее. Поэтому авторы учебников для VI и VII классов используют такой путь введения новых знаний, как дедуктивное изложение, предполагающее разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий.

В учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа -- его структурные особенности) ; затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи.

Таким образом, в каждом из названных учебников выбор способа подачи новых сведений определяется, с одной стороны, задачами собственно познавательного характера (стремление доступно, логично и доказательно описать факты и явления языка), а с другой стороны, задачами методическими (стремление научить школьников логике познания, умению анализировать и обобщать факты языка, строить высказывание на научную тему и т. п.).

Останавливая свой выбор на том или ином способе подачи нового материала, авторы решают в связи с этим еще целый ряд методических задач. Строго продумана система приемов подачи нового в учебнике. Чтобы организовать наблюдения учащихся над фактами языка, подготовить их к соответствующим выводам и обобщениям, используются следующие приемы: грамматический разбор, сравнение и анализ примеров, анализ схем и таблиц, анализ рисунков и иллюстраций. Каждый из этих приемов соотносится со способом подачи материала в целом, позволяет его реализовать методически целесообразно.

В учебниках удачно решена еще одна серьезная методическая проблема --разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для этого используются прежде всего шрифтовые, условные графические и цветовые обозначения. Так, специальными обозначениями выделены изучаемые теоретические сведения, материал для заучивания, запоминания, теоретические сведения, требующие осознания, но не заучивания, материал для наблюдений. Учитель должен научить школьников ориентироваться в теоретическом материале учебника, сознательно осваивать и разграничивать его в процессе работы. Сведения, дополняющие основной теоретический материал, разъясняющий те или иные моменты, связанные с его характеристикой, ограничивающие действия основных правил, даются в примечаниях. Такой способ предъявления знаний активно используется в учебниках для VIII--IX классов, что объясняется прежде всего характером изучаемого материала.

Частично новые знания даются в заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для овладения умениями и навыками. Например, при изучении глагола в V классе в целый ряд упражнений входит материал, дополняющий содержание основного параграфа и способствующий формированию у школьников соответствующих умений и навыков: «Образуйте глаголы с помощью приставки вы-. Обозначьте спряжение. Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные. Образец. Глядим -- выглядим, II спр.».

Большое значение в организации усвоения знании учащимися и в формировании соответствующих умений авторы учебников русского языка придают иллюстративному материалу: рисункам, схемам, иллюстрациям, таблицам. Иллюстративный материал либо дополняет основной учебный текст, либо конкретизирует его, либо восполняет материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, он введен в содержание учебников не для оживления и развлечения учащихся, а для разъяснения, предъявления, наглядного представления фактов и явлений. Поясним сказанное на примерах.

При изучении звуков речи в V классе учащимся предлагается рассмотреть рисунки с изображением предметов, названия которых различаются только одним звуком {дым--дом, рак--мак). В результате анализа рисунков и ответов на поставленные авторами учебника вопросы пятиклассники должны сделать очень важный познавательный вывод о смыслоразличительной функции звуков в русском языке. Учащиеся получили новые сведения, отсутствующие в основном учебном тексте, и сделали это на основе анализа фактов языка с помощью иллюстративного материала. При описании синтаксических явлений в учебниках используются схемы, отражающие суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чем говорится в основном учебном тексте. Часто схемы и таблицы используются для конкретизации фактов, о которых в них говорится. Так, при описании признаков составного именного сказуемого в тексте сказано о его структуре, а в таблице, дополняющей этот текст, конкретизированы способы выражения именной части сказуемого.

Таким образом, при организации усвоения знаний по учебнику учитель должен тщательно продумать систему вопросов и заданий направленных на анализ того наглядного материала, который органически связан с учебным текстом, конкретизирует, дополняет,

восполняет его.

Для того чтобы школьникам было легко работать с учебником русского языка, нужно разъяснить им, как пользоваться аппаратом ориентирующего характера, в который входят оглавление, различные указатели, сигнализирующая система, особенности рубрикации.

Учебник -- средство овладения умениями. В действующих учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т. п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.

Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных).

В целом ряде тем упражнения строятся на единой лексической основе, т. е. объединяются общей смысловой темой. Так, в упражнениях при изучении темы «Имя прилагательное» в V классе языковой материал объединен в смысловую тему «Зимний лес». Такой подход к подбору упражнений позволяет органично связать изучение фактов языка с развитием речи учащихся'.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения.

' См.: Ладыженская Т. А. Развитие речи учащихся на основе учебников // Рус. яз. в школе.-- 1980.-- № 3.-- С. 28. 77

Примером подобного задания может служить упражнение из учебника для VI класса: «Составьте три сложных предложения с сочетаниями собирательных числительных с существительными (см. в рамке). Почему над картинами, на которых изображены девочки, имеются прочерки?»

В рамке дан материал для составления предложений: двое (трое, четверо) ребят (суток, часов, брюк и т. п.). Тут же с помощью рисунков разъясняются нормы употребления собирательных и количественных числительных в сочетании с существительными, обозначающими лиц мужского и женского пола; под картинками, на которых изображены мальчики, две подписи: три друга, трое друзей, под картинками, на которых изображены девочки, одна подпись -- три подруги. Таким образом, выполняя задания упражнения, учащиеся на основе наблюдений делают вывод о нормах употребления собирательных числительных в речи, а затем отрабатывают это правило при составлении предложений.

Выполнение этого упражнения потребует от учащихся активной мыслительной деятельности, направленной на осознание нового для них факта, а не на воспроизведение и повторение уже известного материала. Это и есть задание продуктивного характера.

Задания к упражнениям, как правило, формулируются комплексно: в первую очередь дается задание, непосредственно связанное с изучаемым материалом, которое дополняется заданиями на повторение ранее пройденного и закрепление тех или иных навыков. Это позволяет обеспечить регулярность повторения и продиагностировать степень ослабления сформированных умений.

Реализация в учебниках индивидуализации обучения. Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.