Орфографический словарик преду-предит от ошибочного написания и про-изношения многих иноязычных слов.
Слова в орфографическом словари-ке, как и в толковом, даны в .. фор-ме и расположены по .алфавиту. Нельзя сра-зу сказать, где искать слово. В «ошибкоопасном месте» чаще всего две или три буквы «спорят» за право писаться в слове, например: в(а,/о)рона, б(а/о)рдюр. Это потому, что в русском языке в ударном слоге может появ-ляться любой звук, а в безударных .... звукам [о] и [э] появляться запре-щено. Нельзя писать на слух и удар-ные гласные звуки после, соглас-ных звуков, например: щёлочь и тру-щоба, шёлк и шок произносятся оди-наково, а пишутся с разными буквами.
Итак, при работе с «Орфографиче-ским словариком» действуют следу-ющим образом:
1. Сначала определяют, какие буквы .пишутся.
2. Смотрят, какая из этих букв в ал-фавите стоит первой, а какая - второй.
3. Ведут поиск слова сначала с пер-вой буквой, а затем со второй (если с первой буквой слова нет).
4. Узнают, какая буква «победила» в споре за право писаться в слове.
Чтобы запомнить, как пишется сло-во, действуют так:
1. Читают слово орфографически (как оно записано).
2. Диктуют его себе орфографиче-ски по слогам и записывают.
3. Подчеркивают орфограмму(ы) в записанном слове.
4. Сравнивают свою запись с тем, как это слово записано в словаре.
5. Если находят ошибку(и), исправ-ляют.
Работа с « Толковым словариком»
Сначала внимательно читают вве-дение.
Узнают о составе словаря, о частях словарной, статьи, о том, какие сведения можно уточнить по словарю.
...... слова размещены в словаре в строго определенном порядке, поэтому можно быстро найти нужное слово. Как при-нято в словарях,..... слово помещает-ся в его ..... форме.
В толковых словарях ..... сначала определяется как часть речи, а затем с помощью ..... сокращений представ-ляется полная информация о наиболее трудных грамматических формах.
В случае необходимости после .....слова помещены предупреждающие справки - сигналы об особенностях произношения ...... его употребления
в языке.
Знакомство с введением («Как устро-ен твой словарь», «Как пользоваться толковым словариком», «Об этом слова-рике» и т. п.) поможет извлекать разно-образные сведения о..... из..... статьи.
Для более организованной работы со словарем можно изготовить небольшую книжную закладку, выпи-сать на нее условные ..... и сокраще-ния и пользоваться ею как памяткой.
Из введения узнают об устройстве приложений, алфавитных списков (словниках) и указателей.
Эта ознакомительная работа помо-жет быстро и легко получать необхо-димую информацию для точности упо-требления слов и развития чувства языка. Тогда нам удастся осуществить предостережение А.Н. Толстого:
«Язык - орудие мышления. Обра-щаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизи-тельно, неверно»[18,107].
С вышеприведенными текстами вы-полняются такие задания:
Прочитай. Вставь подходящие по смыс-лу слова. Раздели текст на части. Какие из абзацев текста необходимо поменять местами? Почему? Как это сделать с по-мощью цифровых обозначений? Составь на основе текста план - памятку для орга-низации своей работы.
Работа со «Словариком синонимов»
Синонимические словари обогаща-ют язык, а значит и мысль. Синонимы выполняют в речи три важные задачи:
замещения, уточнения, оценивания.
При помощи замещения мы избега-ем однообразия речи.
С помощью синонимов уточняем действия, признаки, вносим дополни-тельные смысловые оттенки.
Используя синонимы, выражаем свое отношение к происходящему, оце-ниваем ситуацию, себя и собеседников.
Обогащают нашу речь синонимами литературные высокохудожествен-ные произведения и словари.
Работа с синонимическими словаря-ми должна активизироваться при под-готовке к написанию сочинения.
Определив тему и главную мысль сочинения, можно приступать к подго-товительной работе. Она складывает-ся из двух этапов:
1. Составление плана.
2. Языковая подготовка:
а) определение важных, ключевых, опорных слов к ответам на вопросы плана;
б) подбор тематических групп слов, соответствующих ключевым словам;
в) определение и проверка орфограмм в ключевых словах и тематиче-сих группах слов с помощью орфографического словаря;
г) определение с помощью словаря синонимов к опорным словам, а также подбор синонимов к словам основных тематических групп. Задание к этому тексту:
Прочитай. Попробуй в группе с другими учениками подобрать примеры к утверждениям 2, 3, 4-го абзацев текста о замещающей, дополняющей и оцениващей функции синонимов. Можно использовать словарики синонимов [2].
Подчеркиваем, умения работать с текстом словарной статьи конкретного словаря или справочника являются сложными по составу, включают целый ряд умений, связанных с различными сторонами усвоения знаний о единице описания, которую представляет заголовочное слово того или иного словаря. системе обучения необходимо предусмотреть овладение содержательной и процессуальной сторонами каждого из действий, осознание их места и значе-ния в системе действии по умению пользоваться словарями. Решению этой задачи служит специальный под-бор упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно определить учебную задачу, т.е. выделить умение (действие), над которым предстоит по-работать. Учебники предлагают такие упражнения, и задача учителя - ис-пользовать их для работы на уроках.
Заключение
В начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Од-нако в школьный курс лексики входят и некоторые све-дения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (тол-ковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологиче-ском словаре).
Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них уме-нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп-пами слов).
Понятия «словарная ра-бота» и «изучение лексики» не всегда достаточно чет-ко различались. Не случайно с конца 40-х годов в словарную работу стали включать всякую работу со сло-вом: выяснении его звукового состава, склонение и спря-жение, составление предложений по опорным словам, дописывание слов, вставку данных слов в контекст и т. д., т. е. виды работ, которые, как правило, не преду-сматривали выяснения лексического значения и особен-ностей употребления слова в речи.
Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект -- слово, на заня-тиях по лексике слово изучается как единица лексиче-ской системы и задача обогащения словаря хотя и сто-ит, но не является ведущей, в то время как для словар-ной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опира-ется на знания, приобретенные в процессе изучения лек-сики.
В связи с этим, изучая лексику, необходимо учиты-вать указанное различие между методикой обучения лексике и методикой словарной работы, которая тесно связана с методикой лексики.
Лексика, будучи самостоятельным разделом школь-ного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действи-тельности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не толь-ко для расширения словаря, но и для усвоения морфо-логических и синтаксических понятий, поскольку каж-дая грамматическая категория представляет собой един-ство лексической и грамматической сторон.
Работа над усвоением лексики формиру-ет у школьников умения и навыки пользоваться раз-личными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение.
Литература
1. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссер-тации.-- М.,1998.
2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80
3. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.
4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972-318с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследова-ния. --М.,1956.- 392с.
6. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3. - С.57-59.
7. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. - С.35- 40.
8. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 - С.47- 52.
9. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологиче-ского анализа // Преподаватель. -- 1999. -- № 2-3. -- С. 45-52;
10. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. -- Ч. 2 - М.: Вита, 2004. -200с.
11. Львов М.Р. Словарик синонимов и ан-тонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 201с.
12. Лук А. Н. Память и кибернетика.- М., 1966.- 280с.
13. Оконь В. Основы проблемного обучения.: М., 1968 - 168с.
14. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.:Просвещение, 1979.- 144с.
15. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковале-ва., Степанова А. А., Шабалина С. Н..- М., 1966- 184с.
16. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской.- М., 1962. -213с.
17. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Мен-чинской- . М., 1961- с202с.
18. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993.- 383с.
19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики ,правописания и развития речи./Т.П. Сальникова.- Воронеж.: НПО «МОДЭК»,1996.- 320с.
20. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П.Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976- 192с.
21. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематиче-ских групп слов, омонимов, паронимов, си-нонимов, антонимов: Учеб. пос. для уча-щихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.-152с.
22. Оценка качества знаний обучающих-ся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000- 201с..
23. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. -- М.: Просвещение, 1984.- 153с.
24. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972, 344с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8