Рефераты. Изучения лексики русского языка в начальной школе

Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.

Работа с синонимами -- наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значи-тельной степени обеспечивается его синонимикой.

Синонимы -- это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному -- или выделяя в называемом предмете раз-личные его стороны, или характеризуя этот предмет с раз-личных точек зрения. Синонимы могут разлипаться:

-- оттенками лексического значения;

-- эмоционально-экспрессивной окраской;

-- стилистической принадлежностью;

-- степенью употребительности;

-- сочетаемостью с другими словами.

Так, к слову глупый синоним бестолковый выражает некоторое пренебрежение, синоним безмозглый крайне груб и употребляется лишь в разговорной речи. Синонимы могут обозначать различные оттенки и варианты самого явления: сказать -- произнести, молвить, изречь. В этом синонимическом ряду все слова обозначают понятия «ска-зать» (говорение), но по-разному.

В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических груп-пах слов), однако практическая работа с синонимами, на-блюдения над ними формируют у учащихся понятия о си-нонимах. Система практических упражнений с синони-мами складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяс-нение значений и особенно оттенков значений, раз-личий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:

л) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встре-чающиеся в текстах синонимы и их градацию {светлое, солнечное небо).

Во II классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нараста-ющей степени качества: большой, огромный, громадный. Це-лесообразно вводить группы из трех синонимов и более. Примеры простейших упражнении с синонимами:

Дается список слов, относящихся к одной части речи:

В списке две синонимические группы и одно-два «кон-фликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы:

бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

1. Расположение синонимов по возрастающей или убы-вающей степени какого-либо признака (градация си-нонимов); огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволя-ющие уточнить значения каждого слова.

3. Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.

4. Замена синонима в предложении. Включаются пооче-редно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов.

5. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.

Главная цель всякого лексического упражнения -- ис-пользование слов в собственной речи. Как используют уча-щиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная провер-ка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.

Антонимы -- слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

Работа с антонимами, как и с синонимами, начинает-ся с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения:

1. Подбор антонимов к данным словам:

тьма -- ... холодный- ...

2. Составление предложений с антонимами, точнее -- с парами антонимов;

3. Замена антонима в предложении:

Заяц бегает быстро. Черепаха ползает ...

4. Продолжение начатого предложения с антонимами:

В поле холодно, а в беличьем домике ...

5. Подбор антонимов к многозначным словам:

свежий хлеб -- ... хлеб свежий ветер -- ... ветер -

6. Составление параллельных синонимических рядов:

старый, ветхий -- новый, крепкий. Связь синонимии и антонимии -- один из принципов сло-варной работы.

Работа над смешиваемыми словами -- это, в сущно-сти, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают сходные слова: войти и зайти, надеть» одеть. Словарики парони-мов приводятся в методических пособиях по развитию ре-чи. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то, а надеть что-то.

Внимание к выбору слов подготавливает почву для сти-листической дифференциации текстов, которая постепен-но вводится в Ш-IV классах в процессе развития речи.

Многозначность слов и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания {Солнышко спать пошло). Впер-вые с многозначностью слов дети встречаются в период обу-чения грамоте, читая тексты «Азбуки» ("Букваря"). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения;

на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:

Идут часы -- идут дети -- идёт строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова- (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель -- ... сырая земля -- ...

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок -- ... сырой картофель -- ...

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых ма-териалах: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответству-ющих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

Программа начальных классов не предусматривает спе-циальной работы над фразеологическими единицами. Сле-довательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внут-ренней структуры.

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опи-раются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» зна-чениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует про-водить не только путем замены соответствующими синони-мами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлени-ем предложения с нею.

В книгах для чтения начальной школы насчитывается около 600 фразеологических единиц -- в баснях, в стихо-творениях, рассказах: во весь дух, выбился из сил, от зари до зари, собираться с мыслями.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном пого-ворки и пословицы, «крылатые слова» -- литературные ци-таты. Необходимо уделять внимание использованию фра-зеологических единиц в пересказах прочитанных текстов.

Особенно большое значение в обогащении речи учащих-ся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связы-вают их с нравственными проблемами читаемых произве-дений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллего-рический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

Активизация словаря. Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней, чем объем всех понимаемых слов. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в актив-ный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваивае-мых слов, научить использовать их правильно, уместно. Перечислим следующие формы активизации словаря:

1. Составление словосочетаний с нужными словами.

2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Составляется несколько вариантов предложений.

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использова-нием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочине-ния различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления. Таким образом, система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником:

-- правильно воспринято в тексте;

-- понято со всеми его оттенками и окрасками;

-- усвоено, т.е. вошло бы в его словарь;

-- воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.

Активизация словаря -- это одна из важнейших линий словарной работы на уроках русского языка, поэтому учи-тель должен предусматривать специальные задания по ак-тивизации систематически, ежеурочно, опираясь на чита-емые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми ве-лась работа по углублению их понимания.

4. Синтаксическая работа в системе развития речи

Основными синтаксическими единицами языка явля-ются словосочетания и предложения.

Модели словосочетаний усваиваются человеком в де-тстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразо-вании и использовании словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у де-тей речевую интуицию, без которой невозможно подлин-ное овладение языком.

В словосочетании закрепляются традиционные связи между словами, так называемая сочетаемость слов: можно сказать: возникли опасения, но нельзя сказать явились опасения, хотя слова возникли и явились -- синонимы. В словосочетании обнаруживаются словесные ассоциации. Например, слово погода вызывает ассоциации со словами хорошая, плохая, холодная, теплая и т.д.

Работа над словосочетанием проводится:

-- как выделение словосочетаний в предложении и в установлении связей между словами при помощи вопросов;

-- в форме составления самостоятельных словосочетаний

при изучении частей речи при активизации новых слов. Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от глав-ного к зависимому слову. При этом все предложение может предстать перед учащимися как цепь словосочетаний, идущая от предикативной группы (подлежащего и сказуемого): На краю осеннего леса краснеет высокая рябина. Рябина краснеет, рябина высокая, краснеет на краю, на краю леса осеннего.

Привычка ориентироваться в предложении, в его струк-туре и в зависимостях между членами дает основу для осоз-нанного пользования синтаксическими конструкциями в собственной речи, особенно письменной.

Школьники работают над словосочетаниями в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные изолированные словосочета-ния, которые затем можно включать в предложения. Ины-ми словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.