Рефераты. Изучения лексики русского языка в начальной школе

В школе, как правило, педагог не исполь-зует возможности урока в нравственном про-свещении учащихся, да и материал учебников построен таким образом, что решает в основ-ном познавательные задачи.

С целью активизации словаря работу мож-но представить в виде следующих основных этапов.

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже из-вестное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над ор-фоэпией и орфографией).;

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предло-жениями).

Учитель знакомит детей с готовыми сло-восочетаниями и предложениями, включаю-щими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

4. Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл выска-зывания. понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно сущест-вующих в лексике связей между словами.

В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обо-гащению словаря младших школьников необ-ходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тема-тической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Приведем примеры некоторых заданий.

1. В каждой строчке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный:

равнодушие, равнодушный, безразличный.

Выпиши однокоренные слова, выдели ко-рень. С любым из этих слов устно составь предложение.

2. Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера. отзывчивый.

В толковом словарике найди значения этих слов и запомни.

1) За что можно уважать человека?

2) Каждый ли человек достоин уважения?

3. Определи, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим-ный, доброжелательный, насмехаться, оби-деть, добродушный, бессердечность, ненави-деть. любить, дружить, равнодушный, ува-жение, тревожиться, добрый, честный. правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напиши слова в три столбика: имена су-ществительные. имена прилагательные, гла-голы. Назови положительные качества чело-века. Как понимать значение слов равнодуш-ный и добродушный.

4. К слову добро подбери антоним. Назови и выпиши слева -- добро, справа -- зло.

5. Подбери прилагательные, противопо-ложные по смыслу. Напиши. Подчеркни ор-фограммы.

Добрый человек -- злой: честный посту-пок -- ...: гуманное отношение -- ...: так-тичный ученик -- ... .свирепый взгляд -- ....

Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

Что общего между данными прилагатель-ными? Чем они различаются по смыслу?

Вежливый, благовоспитанный, деликат-ный, корректный, общительный, обязатель-ный, тактичный.

6. Словарный диктант.

Запиши в первый столбик слова, указыва-ющие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова -- какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливы-ми, честными, прилежными, учтивыми, со-страдательными, мстительными, терпели-выми, правдивыми, милосердными, гуманны-ми, чуткими, равнодушными, жестокими.

С любым словом устно составь предло-жение.

7. Сравни значения слова верный в пред-ложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предло-жению, какие ко второму: надежный предан-ный, точный, правильный.

8. С какими из приведенных ниже сущест-вительных можно сочетать слова жестокий и жесткий'?

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука. поступок, сроки.

9. Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.

Моя мама.

Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много... . И слышу, как ко мне прикасается .... ... рука матери. Я узнаю ее руку . ... ... мама берет меня. прижимает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. II мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.

Слова для справок: тёплая, материнская. нежная, заботливая, ласковая.

10. К слову дружественный подбери ан-тонимы. Объясни, как от слова друг можно об-разоваться слово дружественный, а от враг -- враждебный; доброжелательный?

11. Напиши слова с противоположным значением и объясни их.

жестокий -- ... :

ласковый -- ... ;

равнодушный -- ... :

внимательный -- ... ;

вежливый -- ... ;

Послушайте рассказ.

Что не увидишь в школьных коридорах?

Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

Вот сжался в угол черноволосый перво-классник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одно-классников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!»

Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их мес-те? Какое чувство вы испытываете по отно-шению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отноше-нию к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, ог-радить их от беды?

Это значит, что вы способны проявить ми-лосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.

Запишите в словарик.

Милосердный -- проявляющий милосер-дие, готовность помочь, простить кому-ни-будь из сострадания; человеколюбие.

2.2.Этимологическая работа со словом младших школьников

Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарно-го запаса. Подробный анализ практикуе-мых в современной школе приемов сло-варной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способст-вует прежде всего опора на элементы эти-мологии.

Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение историчес-кого корня, к которому оно восходит, и та-ким образом более глубоко понять семан-тику данной лексической единицы и при-чины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике на-ряду с общепринятыми способами толко-вания значения слова выделяют этимоло-гический способ'.

Мы считаем возможным и необходи-мым систематическое обращение к этимо-логии в начальных классах на межпред-метном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено особенностями психолингвистического развития младших школьников. По мысли Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает сло-вам первичное, образное значение[6,105]. Обще-известно, что у младших школьников об-разное мышление преобладает над логиче-ским, поэтому применение этимологичес-кого анализа при работе со словом в на-чальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов эти-мологии в начальных классах дает возмож-ность опираться на изначальную, стихий-ную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.

Нами описана система словарной ра-боты на основе этимологического анализа в начальных классах, составлен краткий этимологический словарик для началь-ных классов.

Речь пойдет о таких видах работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимоло-гию, этимологические кроссворды.

Творческое списывание

Творческое списывание хорошо извест-но в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закре-пить в памяти учащихся значение изучае-мых слов. Творческое списывание приме-няется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по та-ким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобра-зительное искусство, музыка, история. За-метим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

I. Русский язык

1) Букву или часть слова, где возника-ет опасность ошибки, называют ....

2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют... .

3) ... -- это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

4) ... -- это слова, противоположные по значению.

5) ... -- это слова, совпадающие или близкие по значению.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфо-грамма, этимология, омонимы, антони-мы, синонимы.

II. Математика

1) Размер, объём, протяжённость предмета называется....

2) ... -- равносторонний прямоуголь-ник.

3) ... -- это единица длины, сотая часть метра.

4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, --....

5) Мера длины, равная тысяче мет-ров --... .

6) Инструмент для вычерчивания ок-ружностей называется....

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величи-на, квадрат, сантиметр, килограмм, ки-лометр, циркуль.

Ш. Природоведение (естествознание)

1)... --это коллекция засушенных рас-тении.

2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется 3) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться....

4) Солнце всходит на... и заходит на....

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: герба-рий, горизонт, компас, запад, восток.

IV. Изобразительное искусство

1) ... -- прозрачные краски, разводи-мые на воде, и картины, написанные та-кими красками.

2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая ви-ды природы, описание природы в литера-турном произведении -- это....

3) ... -- это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.

4) ... -- это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, пло-дов, битой дичи. рыбы. утвари.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: аква-рель, пейзаж, портрет, натюрморт.

V. Музыка

1) ... -- благозвучная последователь-ность звуков, образующая музыкальное единство, напев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.