Рефераты. Изучения лексики русского языка в начальной школе

3. Творческий диктант.

Сила не право

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей ма-ленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дома старший брат Мити. Се-рёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду. и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу, а отец си-дел у окна и всё видел.

Что сказал Мите отец? (К.Д. Уш и н с к и й.)

Продолжите рассказ.

4. Творческий диктант.

Посмеялись над бабушкой

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо ви-дела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он пока-тился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Ни-кто из них не догадался подойти к бабушке, по-просить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Су хом л и н с к и и.)

Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.

Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отноше-ний имеет большое значение для формиро-вания навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной ре-чи детей, потому что она развивает у школь-ников разностороннее внимание к слову, от-ветственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и за-ботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.

2.4.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто-нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи-тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло-вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятиле-тия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику»[7, 65].

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со сло-варями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными ти-пами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция опре-делена «Требованиями к уровню под-готовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной про-граммы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также поль-зоваться ими [3, 73]. С учетом этой задачи все авторские программы в чис-ле обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагают-ся упражнения, в которых есть зада-ния для работы со словарями.

Учебники по русскому языку Обра-зовательной системы «Школа 2100» впервые в практике начальной школы использовали принцип градуальности:

в учебнике для 3-го класса весь слов-ник толкового словарика 1-й части по-вторялся наряду с новым во 2-й части. Широкие возможности для сравнения различных словарей, справочников предоставляет учебник «Школы 2100» по русскому языку для 4-го класса. Среди текстов упражне-ний в этом учебнике шесть являются выдержками из статей «Лингвистиче-ского словаря», семь - из «Энциклопе-дического словаря юного филолога». В упр. 113 и 115 предлагаются задания на сравнение словарных статей слова-рей синонимов, антонимов и толковых, приводятся образцы словарей назван-ных типов.

Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у млад-ших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы не-обходимо определить перечень уме-ний, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоука-зателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со слова-рями чтение-просмотр и чтение-поиск.

II. Умения более сложного характе-ра, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Использовать при работе со сло-варями разные виды избирательного чтения.

2. Знать структурные элементы сло-варя.

3. Знать различные типы словарей.

4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.

5. Пользоваться планами обобщен-ного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними го-товить рассказ о словаре.

6. Овладеть умением работать с ор-фографическим словарем при органи-зации самоконтроля и взаимопровер-ки творческой работы по развитию ре-чи (изложения, сочинения).

7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).

III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого пере-носа:

1. Самостоятельно составить пред-ставление о структуре словаря.

2. Самостоятельно составить пред-ставление о каждом структурном эле-менте словаря.

3. Самостоятельно составить пред-ставление о структуре словарной статьи.

4. Самостоятельно составить пред-ставление об особенностях нового словаря.

5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмиче-ское предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.

6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самосто-ятельную работу с энциклопедически-ми словарями по другим предметам.

7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразо-ванию.

Над первыми двумя группами уме-ний работаем в начальной школе, а третья группа -- перспективная, этими умениями должен владеть учитель на-чальных классов, дети овладеют ими в средней школе.

Эффективным средством в органи-зации работы по развитию обобщен-ных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как под-тверждают исследования, позво-ляют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учеб-ного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усво-ением знаний учащихся [4, 39].

Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями явля-ются следующие:

Что надо знать о словаре

1. Название словаря.

2. Автор, редактор словаря.

3. Издательство и год издания.

4. К какому типу относится словарь.

5. Каково назначение словаря (еди-ница описания).

6. Расположение слов в словаре: ал-фавитное, гнездовое или тематическое.

7.Структура словаря:

а) особенности вступительной статьи;

б) приложения;

в) особенности справочного аппарата.

8. Объем словника.

9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).

Что надо знать о словарях для начальной школы

1. Типы словарей.

2. Словари объяснительные (пояс-нительные) или словари-репертуары (словари-указатели).

3. Назначение и особенности уни-версальных словарей.

4. Назначение и особенности вспо-могательных словарей.

5. Назначение и особенности лекси-кографических пособий для началь-ной школы.

Что надо знать о словоуказателе словаря

I. Назначение указателя.

II. Устройство указателя.

1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.

III. Словоуказатель перед разделом.

IV. Словоуказатель на развороте страниц.

Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)

1. Заголовок словарной статьи:

а) слово или его часть;

б) цепочки слов;

в) фразарий.

2. Главная часть словарной статьи.

3. Дополнительные сведения сло-варной статьи:

а) грамматическая характеристика;

б) грамматические формы;

в) произносительная норма;

г) этимология.

4. Иллюстрации употребления в ре-чи заголовочной единицы (единицы описания):

а) цитаты из литературных источ-ников;

б) авторские речения.

5. Структура словарной статьи.

6. Особенности словарной статьи.

Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)

1. Какие способы толкования (объ-яснения) приняты в словаре (лексико-графическом пособии).

2. Грамматические и стилистиче-ские пометы.

3. Условные обозначения и сокра-щения.

4. Знаки и символы.

5. Способы обозначения многознач-ных слов.

6. Способы обозначения омонимов.

7. Способы обозначения фразеоло-гизмов.

8. Преемственность и перспектив-ность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) опре-деленных типов.

По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать с "Орфографи-ческим словариком"» и «Как работать со "Словариком синонимов"». Это по-могает в организации работы по ре-дактированию и самопроверке сочине-ний и изложений.

Памятки составляются на основе работы со следующими текстами.

«Орфографический словарик» и работа с ним»

Чтобы выяснить, какие слова и орфо-граммы поможет проверить и правиль-но записать ваш «Орфографический словарик»,обратитесь к введению. Оно называется «Как пользоваться орфо-графическим словариком» или начина-ется обращением «Дорогой друг!».

Основной текст «Орфографического словарика» - это слова от «А» до «Я».

Как правило, в орфографических словариках имеются приложения:

списки мужских и женских имен, на-звания месяцев, дней недели, городов, имена числительные; важнейшие пра-вила правописания корней, приставок, окончаний основных частей речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.