3. Творческий диктант.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей ма-ленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити. Се-рёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду. и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец си-дел у окна и всё видел.
Что сказал Мите отец? (К.Д. Уш и н с к и й.)
Продолжите рассказ.
4. Творческий диктант.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо ви-дела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он пока-тился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Ни-кто из них не догадался подойти к бабушке, по-просить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Су хом л и н с к и и.)
Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.
Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отноше-ний имеет большое значение для формиро-вания навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной ре-чи детей, потому что она развивает у школь-ников разностороннее внимание к слову, от-ветственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и за-ботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.
2.4.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями
В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто-нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи-тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло-вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятиле-тия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику»[7, 65].
В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со сло-варями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными ти-пами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция опре-делена «Требованиями к уровню под-готовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной про-граммы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также поль-зоваться ими [3, 73]. С учетом этой задачи все авторские программы в чис-ле обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагают-ся упражнения, в которых есть зада-ния для работы со словарями.
Учебники по русскому языку Обра-зовательной системы «Школа 2100» впервые в практике начальной школы использовали принцип градуальности:
в учебнике для 3-го класса весь слов-ник толкового словарика 1-й части по-вторялся наряду с новым во 2-й части. Широкие возможности для сравнения различных словарей, справочников предоставляет учебник «Школы 2100» по русскому языку для 4-го класса. Среди текстов упражне-ний в этом учебнике шесть являются выдержками из статей «Лингвистиче-ского словаря», семь - из «Энциклопе-дического словаря юного филолога». В упр. 113 и 115 предлагаются задания на сравнение словарных статей слова-рей синонимов, антонимов и толковых, приводятся образцы словарей назван-ных типов.
Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у млад-ших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы не-обходимо определить перечень уме-ний, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.
I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:
1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.
2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.
3. Определять единицу описания по названию словаря.
4. Работать с алфавитным словоука-зателем.
5. Составлять и запоминать план структуры словаря.
6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.
7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.
8. Использовать при работе со слова-рями чтение-просмотр и чтение-поиск.
II. Умения более сложного характе-ра, базовые для умения пользоваться словарями:
1. Использовать при работе со сло-варями разные виды избирательного чтения.
2. Знать структурные элементы сло-варя.
3. Знать различные типы словарей.
4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.
5. Пользоваться планами обобщен-ного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними го-товить рассказ о словаре.
6. Овладеть умением работать с ор-фографическим словарем при органи-зации самоконтроля и взаимопровер-ки творческой работы по развитию ре-чи (изложения, сочинения).
7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).
III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого пере-носа:
1. Самостоятельно составить пред-ставление о структуре словаря.
2. Самостоятельно составить пред-ставление о каждом структурном эле-менте словаря.
3. Самостоятельно составить пред-ставление о структуре словарной статьи.
4. Самостоятельно составить пред-ставление об особенностях нового словаря.
5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмиче-ское предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.
6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самосто-ятельную работу с энциклопедически-ми словарями по другим предметам.
7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразо-ванию.
Над первыми двумя группами уме-ний работаем в начальной школе, а третья группа -- перспективная, этими умениями должен владеть учитель на-чальных классов, дети овладеют ими в средней школе.
Эффективным средством в органи-зации работы по развитию обобщен-ных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как под-тверждают исследования, позво-ляют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учеб-ного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усво-ением знаний учащихся [4, 39].
Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями явля-ются следующие:
Что надо знать о словаре
1. Название словаря.
2. Автор, редактор словаря.
3. Издательство и год издания.
4. К какому типу относится словарь.
5. Каково назначение словаря (еди-ница описания).
6. Расположение слов в словаре: ал-фавитное, гнездовое или тематическое.
7.Структура словаря:
а) особенности вступительной статьи;
б) приложения;
в) особенности справочного аппарата.
8. Объем словника.
9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).
Что надо знать о словарях для начальной школы
1. Типы словарей.
2. Словари объяснительные (пояс-нительные) или словари-репертуары (словари-указатели).
3. Назначение и особенности уни-версальных словарей.
4. Назначение и особенности вспо-могательных словарей.
5. Назначение и особенности лекси-кографических пособий для началь-ной школы.
Что надо знать о словоуказателе словаря
I. Назначение указателя.
II. Устройство указателя.
1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:
а) алфавитное;
б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:
б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.
III. Словоуказатель перед разделом.
IV. Словоуказатель на развороте страниц.
Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)
1. Заголовок словарной статьи:
а) слово или его часть;
б) цепочки слов;
в) фразарий.
2. Главная часть словарной статьи.
3. Дополнительные сведения сло-варной статьи:
а) грамматическая характеристика;
б) грамматические формы;
в) произносительная норма;
г) этимология.
4. Иллюстрации употребления в ре-чи заголовочной единицы (единицы описания):
а) цитаты из литературных источ-ников;
б) авторские речения.
5. Структура словарной статьи.
6. Особенности словарной статьи.
Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)
1. Какие способы толкования (объ-яснения) приняты в словаре (лексико-графическом пособии).
2. Грамматические и стилистиче-ские пометы.
3. Условные обозначения и сокра-щения.
4. Знаки и символы.
5. Способы обозначения многознач-ных слов.
6. Способы обозначения омонимов.
7. Способы обозначения фразеоло-гизмов.
8. Преемственность и перспектив-ность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) опре-деленных типов.
По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать с "Орфографи-ческим словариком"» и «Как работать со "Словариком синонимов"». Это по-могает в организации работы по ре-дактированию и самопроверке сочине-ний и изложений.
Памятки составляются на основе работы со следующими текстами.
«Орфографический словарик» и работа с ним»
Чтобы выяснить, какие слова и орфо-граммы поможет проверить и правиль-но записать ваш «Орфографический словарик»,обратитесь к введению. Оно называется «Как пользоваться орфо-графическим словариком» или начина-ется обращением «Дорогой друг!».
Основной текст «Орфографического словарика» - это слова от «А» до «Я».
Как правило, в орфографических словариках имеются приложения:
списки мужских и женских имен, на-звания месяцев, дней недели, городов, имена числительные; важнейшие пра-вила правописания корней, приставок, окончаний основных частей речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8