2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется....
3)... -- это театральное представле-ние, танцы и пантомима, сопровождае-мые музыкой.
4) ... -- музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором дейст-вующие лица поют в сопровождении ор-кестра.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова; мелодия, симфония, балет, опера.
VI. История
1) ... называют человека, совершаю-щего подвиги, необычного по своей храб-рости, доблести, самоотверженности.
2) Главный город государства называ-ют ... .
3) Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец называ-ют ... 4)... -- это собрание горожан для ре-шения общественных дел на Руси в Х-ХУ веках.
5) ... называют приём пищи, еду в мо-настыре.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: герой, столица, кольчуга, вече, трапеза.
Письменные ответы на вопросы
Этот вид работы также хорошо извес-тен в методике русского языка. Он ис-пользуется в данном случае для закрепле-ния в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. При-ведем примеры таких вопросов. Они од-нотипны и начинаются одной фразой: как называется...
... тетрадь из плотных листов в пере-плете для рисунков, коллекций, фотогра-фий? (Альбом.)
... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)
... комплексное спортивное сооруже-ние с трибунами для зрителей и со специ-ально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)
соревнование спортивных ко-манд -- бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
... стационарное учреждение для лече-ния, профилактики заболеваний и отды-ха? (Санаторий.)
... краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.)
Игра «Верно ли?»
Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в па-мяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем не-сколько вопросов для этой игры.
Верно ли, что...
... слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значе-нии «полотно». Слово портфель восхо-дит к французскому портер, что значит «носить».)
... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?
(Верно. Слова ветеран и ветчина вос-ходят к латинскому ветус, что значит «старый».)
... слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» -- изображение птицы на мелкой монете, ко-торую отдавали за лист бумаги с напеча-танной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)
... слово мелодия можно проверить словом милый?
(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: ме-ло -- «песня» и оде -- «песня». Слово милый восходит к латинскому милис -- «нежный, спокойный».)
... слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?
(Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».)
... слово автограф -- называют авто-мобиль, в котором ездят графы?
(Неверно. В слове автограф часть граф -- не родственна слову граф в значе-нии «дворянский титул или лицо, имею-щее этот титул», она образована от грече-ского элемента графе -- в значении «пи-шу». Часть авто- в обоих словах образо-вана от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собст-венноручная, обычно памятная надпись или подпись».)
... слова плотник и плот исторически родственные?
(Верно. В древности словом плот на-зывали соединенные друг с другом бре-венчатые стены домов. Такие плоты дела-ли плотники.)
Описанные виды работы способство-вали закреплению полученных школьни-ками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в совре-менном, так и в историческом плане, на-выка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения).
Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ
Разработанные нами словарные дик-танты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас уча-щихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились.
Этимологические кроссворды
Кроссворды эффективно используют-ся для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию. Мы предлагаем два вида кроссвордов, которые различаются сте-пенью сложности задания: 1) угадать слово по этимологической справке к не-му; 2) угадать слово по началу этимоло-гической справки к нему.
I. Угадайте слово по этимологической справке к нему.
В формулировку заданий к кроссвордам первого типа, кроме сведений об этимоло-гии слова, мы включали толкование его зна-чения. Таким путем лучше достигалась ко-нечная цель -- усвоение и запоминание школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса. Приве-дем пример кроссворда данного типа.
Кроссворд «Техника» По горизонтали;
1) Слово имеет в своём составе греч. элемент «свет» и обозначает ап-парат для фотографирования.
2) Слово восходит к лат. «ве-тер» и обозначает прибор, предназначен-ный для проветривания помещений.
3) Слово восходит к греч. -- «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.
По вертикали:
Контрольное слово восходит к лат. «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную ма-шину.
3.
II. Угадайте слово по началу этимоло-гической справки.
Для кроссвордов второго типа мы подбирали такие слова, которые не вхо-дят в гнездо слов, включающих в себя какой-либо международный элемент. Это единичные слова (гардероб, вести-бюль, партер, балет и др.). Если же с по-мощью данного элемента образовано еще какое-либо слово, то в скобках мы давали толкование значения загаданного слова.
Кроссворды с опорой на этимологию позволяют детям активизировать в памя-ти сведения о происхождении слов. Кро-ме того, использование этимологических кроссвордов дает возможность учащимся применить полученные на уроках сведе-ния об этимологии не только в учебной, но и в игровой деятельности.
Система словарной работы с опорой на этимологию и, в частности, описанные спо-собы закрепления лексики, освоенной с по-мощью этимологического анализа, способ-ствуют формированию у школьников уме-ния замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значе-ние исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они со-стоят. Следствием этого становятся следую-щие положительные изменения непосредст-венной речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфогра-фическая грамотность в тех случаях, когда значение данной лексической единицы ана-лизируется с опорой на ее этимологию, во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обога-щения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется пред-ставление о языке как о развивающемся яв-лении, о связи языка с историей страны, на-рода, о взаимодействии языков мира, закла-дываются основы лингвистического мыш-ления. Этимологический анализ способст-вует развитию логического мышления уча-щихся, активизации познавательных про-цессов, воспитанию интереса к языку.
2.3.Обогащение словаря младших школьников
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отно-шений. Усвоение слов данной группы име-ет огромное значение в воспитании пра-вильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных пред-ставлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.
Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом при-чин лингвистического, методического, дидак-тического и психологического характера. Изу-чение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование на-выков правописания, повысит интерес к заня-тиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8