Рефераты. Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Цель: 1) Ввести частные случаи умножения с 0 и 1.

2) Закрепить смысл умножения и переместительное свой-ство умножения, отрабатывать вычислительные навыки,

умение “читать”блок-схемы.

3) Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
2.1. Задания на развитие внимания.
На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами:

2

5

8

10

4

3

5

1

9

6

-- Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цве-тами; все “красные” числа -- четные, а “синие” -- нечетные.)

-- Какое число лишнее? (10 -- круглое, а остальные нет; 10 -- дву-значное, а остальные однозначные; 5 -- повторяется два раза, а осталь-ные -- по одному.)

-- Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 -- у него нет пары до 10, а у остальных есть.)

-- Найдите сумму всех “красных” чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)

-- Найдите сумму всех “синих” чисел и запишите ее в синем квад-рате. (23.)

-- На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)

-- На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)

-- Каким действием искали? (Вычитанием.)

2.2. Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний.

а) --Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, сла-гаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести порядок слов.)

-- Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)

-- С каким новым действием мы познакомились? (Умножение.)

-- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, про-изведение.)

-- Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)

-- Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)

Запишите определение умножения.

б) --Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?

12 + 12 + 12 + 12 + 12

33 + 33 + 33 + 33

а + а + а

(Заменить сумму произведением.)

Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12, поэтому оно равно

12 * 5. Аналогично -- 33 * 4, а * 3)

в) -- Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)

-- Замените произведение суммой в выражениях: 99 -- 2. 8 * 4. Ь * 3. (99 + 99, 8 + 8 + 8 + 8, b+b+b).

г) На доске записаны равенства:

81+81=81-2

21* 3 = 21+22 + 23

44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4

17 + 17-17 + 17-17 = 17 * 5

Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соот-ветственно цыпленка, слоненка, лягушонка и мышонка.

-- Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?

Дети устанавливают, что слоненок, лягушонок и мышонок ошиб-лись, объясняют, в чем их ошибки.

д) -- Сравните выражения:

8 - 5... 5 - 8 34 - 9… 31 * 2

5 * 6... 3 * 6 а - 3... а * 2 + а

(8 * 5 = 5 * 8, так как от перестановки слагаемых сумма не изменя-ется; 5 * 6 > 3 * 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слага-емые больше; 34 * 9 > 31 -- 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше; а * 3 = а * 2 + а, так как слева и справа по 3 слагае-мых, равных а.)

-- Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.)

2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.

Рассмотрите картинку. Верны ли равенства? Почему? (Верны, так как сумма 5 + 5 + 5= 15. потом в сумме становится на одно слагае-мое 5 больше, и сумма увеличивается на 5.)

5 * 3 = 15 5 * 5 = 25

5 * 4 = 20 5 * 6 = 30

-- Продолжите эту закономерность направо. (5 * 7 = 35; 5 * 8 = 40...)

-- Продолжите ее теперь налево. (5 * 2 = 10; 5 * 1=5; 5 * 0 = 0.)

-- А что означает выражение 5 * 1? 5 * 0? (? Проблема!) Итог обсуждения:

-- В нашем примере было бы удобно считать, что 5 * 1 = 5, а 5 * 0 = 0. Однако выражения 5 * 1 и 5 * 0 не имеют смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Итак, цель нашего урока -- установить, сможем ли мы считать равенства 5 * 1 = 5 и 5 * 0 = 0 верными? -- Проблема урока!

3. “Открытие” детьми нового знания.

1) № 1, стр. 80.

а) -- Выполните действия: 1 * 7, 1 * 4, 1 * 5.

Дети решают примеры с комментированием в учебнике-тетради:

1 * 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7

1 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4

1 * 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5

-- Сделайте вывод: 1 * а -- ? (1 * а = а.) Учитель выставляет карточку: 1 * а = а

б) -- Имеют ли смысл выражения 7 * 1, 4 * 1, 5 * 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)

-- Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 * 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 * 1 = 7.)

Аналогично рассматриваются 4 * 1 = 4; 5 * 1 = 5.

-- Сделайте вывод: а * 1 = ? (а * 1 = а.)

Выставляется карточка: а * 1 = а. Учитель накладывает первую карточку на вторую: а * 1 = 1 * а = а.

-- Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)

-- Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.)

-- Молодцы! Итак, будем считать:

а * 1 = 1 * а = а.

2) Аналогично исследуется случай умножения с 0 в № 4, стр. 80. Вывод -- приумножении числа на 0 или 0 на число получается нуль:

а * 0 = 0 * а = 0.

-- Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?

Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на те образы, которые приведены в учебнике: 1 -- “зеркальце”, 0 -- “страш-ный зверь” или “шапка-невидимка”.

Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), а при умножении на 0 получается 0 (0 -- “шапка-невидимка”).

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

На доске записаны примеры:

23 * 1 = 0 * 925 = 364 * 1 =

1 * 89= 156 * 0 = 0 * 1 =

Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:

3 * 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), и т.д.

2) № 1, стр. 80.

а) 145 * х = 145; б) х * 437 = 437.

При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1* х= 1. И т.д.

3) № 6, стр. 81.

a) 8 * x = 0; б) х * 1= 0.

- При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 * х = 0. И т.д.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

1) № 2, стр. 80.

1 * 729 = 956 * 1 = 1* 1 =

№5, стр. 81.

0 * 294 = 876 * 0 = 0 * 0 = 1 * 0 =

Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по го-товому образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогич-ное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.

7. Задачи на повторение.

а) -- Мы сегодня приглашены в гости, а к кому? Вы узнаете, рас-шифровав запись:

[Р] (18 + 2) -- 8 [О] (42+ 9)+ 8

[А] 14 -- (4 + 3) [Н] 48 + 26 -- 26

[Ф] 9 + (8 -- 1) [Т] 15 + 23 -- 15

16

59

12

23

12

7

48

У каждого ученика -- карточка с заданием. Дети самостоятельно выполняют вычисления и расшифровывают запись:

16

59

12

23

12

7

48

Ф

О

Р

Т

Р

А

Н

-- К кому же мы приглашены в гости? (К Фортрану.)

б) -- Профессор Фортран -- знаток компьютеров. Но дело в том, что у нас нет адреса. Кот Икс -- лучший ученик профессора Фортрана -- оставил для нас программу (Вывешивается плакат такой, как на стра-нице 56, М-2, ч. 1.) Отправляемся в путь по программе Икса, К какому домику пришли?

Один ученик по плакату на доске, а остальные -- в учебниках выполняют программу и находят дом Фортрана.

в) -- Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая ученица -- гусеница -- приготовила для вас задание: “Я задума-ла число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и полу-чила 45. Какое число я задумала?”

-7 +15 +4

Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45-4-15 + 7 = 31.

г) Игра-соревнование.

-- А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру “Вычислительные машины”.

а

0

1

4

7

8

9

x

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.