Рефераты. Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

75

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Факультет педагогики и методики начального обучения

Кафедра математики и методики ее преподавания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ШКОЛА 2100” В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа

Минск 2003

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА 1. Особенности курса математики общеобразовательной программы “Школа 2100”и ее технологии 5
    • 1.1. Предпосылки возникновения альтернативной программы 5
    • 2.2. Сущность образовательной технологии 9
    • 1.3. Гуманитарно-ориентированное обучение математике по образовательной технологии “Школа 2100” 12
    • 1.4. Современные цели образования и дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики 15
  • ГЛАВА 2. Особенности работы по образовательной технологии “Школа 2100”на уроках математики 20
    • 2.1. Использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике 20
      • 2.1.1. Постановка учебной задачи 21
      • 2.1.2. “Открытие” детьми нового знания 21
      • 2.1.3. Первичное закрепление 22
      • 2.1.4. Самостоятельная работа с проверкой в классе 22
      • 2.1.5. Тренировочные упражнения 23
      • 2.1.6. Отсроченный контроль знаний 23
    • 2.2. Урок-тренинг 25
      • 2.2.1. Структура уроков-тренингов 25
      • 2.2.2. Модель урока-тренинга 28
    • 2.3. Устные упражнения на уроках математики 28
    • 2.4. Контроль знаний 29
  • Глава 3. Анализ эксперимента 36
    • 3.1. Констатирующий эксперимент 36
    • 3.2. Обучающий эксперимент 37
    • 3.3. Контрольный эксперимент 40
  • Заключение 43
  • Литература 46
    • Приложение 1 48
      • Приложение 2 69
      • Приложение 3 71

ВВЕДЕНИЕ

Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эту задачу можно только через развивающее обучение.

Наша общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. В школе, как в зеркале, отражается общественная жизнь с ее взлетами, падениями. Это естественно. Школа -- институт социализации личности, то есть одна из главных ступеней на пути от маленького ребенка к взрослому члену человеческого общества. Изменившемуся социуму нужны уже иные его члены, чем, скажем, 10 лет назад. Школа как образовательная система стремится обеспечить гармоничное слияние глубоко гуманистического опыта традиционной педагогики и новых тенденций в обучении, определяемых сменой социально-экономических, культурных и научных парадигм.

На данный момент, пожалуй, уже уместно говорить даже о некоторой перенасыщенности школы педагогическими инновациями. Эксперимент -- дело трудоемкое, и изрядно подуставшее, и в моральном, и в финансовом плане школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является развивающий курс математики Л.Г. Петерсон.

Традиционная школа в общей массе опирается на процесс обучения в варианте “натаскивания”в ущерб развитию мышления -- это общепризнанно. Но еще больше при этом страдает комплекс становления личности.

Образовательная технология “Школа 2100”(курс математики) характеризуется двумя особенностями:

-- глубокой системной психологической основой ее построения, обеспечивающей гармоничное сочетание высоких показателей обученности с созданием оптимальных условий развития познавательных процессов и, особенно, интеллекта;

-- оптимизацией процесса развития личности в целом.

Именно эти особенности данного курса математики повлияли на выбор темы моей дипломной работы, которая, как я считаю, сегодня очень актуальна. Назову несколько предпосылок:

-- гимназия № 5, в которой я работаю, восемь лет обучает по общеобразовательной программе “Школа 2100”математике;

-- образовательная программа “Школа 2100”привлекла внимание Национального института образования и Министерства образования нашей республики;

-- в 2000/2001 уч. г. на базе Смолевичского района Минской области начался эксперимент по полному освоению российской общеобразовательной программы “Школа 2100”, а с 1 сентября 2001 года он стал одним из самых массовых.

Цель дипломной работы: изучить особенности образовательной технологии “Школа 2100”по математике.

Поставленную цель можно решить с помощью следующих задач:

 Обосновать выбор программы “Школа 2100”как альтернативную традиционному обучению.

 Проанализировать сущность, принципы, особенности технологии программы “Школа 2100”по математике.

 Выделить специфические принципы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики по образовательной технологии “Школа 2100”.

 Описать и проиллюстрировать использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике по образовательной технологии “Школа 2100”.

Объект исследования: концепция программы “Школа 2100”.

Предмет исследования: использование положений образовательной технологии “Школа 2100”при обучении младших школьников математике.

Гипотеза: если при обучении математике младших школьников использовать образовательную технологию “Школа 2100”(деятельностный метод), то процесс обучения будет более продуктивный и творческий.

При работе над дипломной работой были использованы методы:

 теоретический анализ педагогической и психологической литературы;

 анализ нормативных документов, касающихся образования;

 наблюдение и изучение передового опыта начальной школы в области преподавания математики по программе “Школы 2100”;

 эксперимент, анкетирование.

ГЛАВА 1. Особенности курса математики общеобразовательной программы “Школа 2100” и ее технологии

1.1. Предпосылки возникновения альтернативной программы

Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал белорусской школы -- ее учительский корпус, степень профессиональной подготовки которого позволяет ставить и решать сложные и масштабные образовательные задачи. Отрицательные стороны: учебная перегрузка; низкий уровень усвоения учебных программ; чрезмерная унификация школы; недостаточное внимание школы к проблеме гражданского воспитания и социальной адаптации школьника в условиях постоянного усложнения современной жизни ведет к росту преступности и других негативных явлений.

Сегодня государственная политика в области образования базируется на принципах (“Закон об образовании в Республике Беларусь. 1991год”):

 приоритет общечеловеческих ценностей;

 национально-культурная основа;

 научность;

 ориентация на мировой уровень образования;

 гуманизм;

 связь с общественной практикой;

 экологическая направленность;

 преемственность и беспрерывность;

 единство образования, духовное и физическое совершенство;

 демократизм;

 светский характер;

 обязательность базового (9 лет) образования.

Образование в Республике Беларусь должно достигнуть следующих целей:

 содействие гармоничному развитию личности, полной реализации ее творческих способностей;

 формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

 обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;

 сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;

 формирование экологической сознательности;

 воспитание уважения к семейной жизни;

 содействие интеллектуальным устремлениям личности;

 достижение разумного соотношения опыта и веры личности;

 развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;

 воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

 содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;

 воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;

 укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.

Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:

 подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;

 формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;

 передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;

 содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.

Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:

повышение образовательного уровня населения страны:
-- введение обязательного десятилетнего образования;
-- повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;
-- обеспечение доступности общего среднего образования;
-- усовершенствование системы непрерывного образования;
повышение качества общего образования:
-- обновление содержания образования;
-- внедрение современных технологий обучения;
-- обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;
-- усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:
-- создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;
-- придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;
-- осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;
-- создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;
повышение престижности образования:
-- реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;
-- повышение статуса учителя;

-- более полное материально-техническое обеспечение общеобра-зова-тель--ной школы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.