Рефераты. Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу. Использование деятельностного подхода при обучении младших школьников математике показало, что возрастает познавательная активность, творчество, раскрепощенность учеников, снижается утомляемость. Программа “Школа 2100” отвечает задачам современного образования и требованиям к уроку. На протяжении нескольких лет у детей на вступительных экзаменах в гимназию не было неудовлетворительных отметок -- показатель эффективности программы “Школа 2100” в школах РБ.

Литература

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Политиздат, 1994. -- 238 с.

2. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. -- М., 2001. -- № 4. -- С. 11--20.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989. -- 141 с.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Академия педаг. наук РСФСР, 1961. -- 695 с.

5. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 3. Учебник для 1 класса. М.: Баллас. -- 1996. -- 96 с.

6. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Знание, 1998. -- 316 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. -- 479 с.

8. Григорян Н.В., Жигулев Л.А., Лукичева Е.Ю., Смыкалова Е.В. О проблеме преемственности в обучении математике между начальной и основной школой // Начальная школа: плюс до и после. -- М., 2002. -- № 7. С. 17--21.

9. Гузеев В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии. - 2002. -- № 2. -- С. 3--10.

10. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М.: 1989.

11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -- 542 с.

12. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -- М.: Педагогика, 1981. -- 138 с.

13. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В.В. Да-вы-до-ва и др. -- М.: Педагогика, Т. 1. 1983. -- 391 с. Т. 2. 1983. -- 318 с.

14. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. -- 704 с.

15. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское. -- 2001. -- 95 с.

16. Кларин Н.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -- М.: Знание, 1989. -- 75 с.

17. Коростелева О.А. Методика работы над уравнениями в начальной школе.// Начальная школа: плюс-минус. 2001. -- № 2. -- С. 36--42.

18. Костюкович Н.В., Подгорная В.В. Методика обучения решению простых задач. - Мн.: Бестпринт. -- 2001. -- 50 с.

19. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России. -- 2000. -- 224 с.

20. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. -- М., 1999. -- 22с.

21. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // На-чаль-ная школа: плюс-минус. -- 2001. -- № 1. -- С. 3--6.

22. Монахов В.Н. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. -- 1997. -- № 6.

23. Медведская В.Н. Методика преподавания математики в начальных классах. -- Брест, 2001. -- 106 с.

24. Методика начального обучения математике. Под ред. А.А. Столяра, В.Л. Дроз-да. -- Мн.: Вышэйшая школа. -- 1989. -- 254 с.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -- М.: Роспедагогика, 1996. -- 372 с.

26. Петерсон Л.Г. Программа “Математика”// Начальная школа. -- М. -- 2001. --№ 8. С. 13--14.

27. Петерсон Л.Г., Барзинова Э.Р., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 2. Вариан-ты 1, 2. Учебное пособие. -- М., 1998. -- 112 с.

28. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13. Особенности комплектов, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Началь-ная школа. -- М. -- 2002. --№ 5. -- С. 3--14.

29. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Брест. 1998. -- 126 с.

30. Серекурова Е.А. Модульные уроки в начальной школе.// Начальная школа: плюс-минус. -- 2002. -- № 1. -- С. 70--72.

31. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -- Мн.: Совре-менное слово, 2001. -- 928 с.

32. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -- М. Просвещение, 1988. -- 173 с.

33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -- М.: Педагогика, 1974. -- 568 с.

34. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. -- М.: Знание, 1992. -- 78 с.

35. “Школа 2100”. Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. М., 2000. -- 208 с.

36. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогика, 1992. -- 249 с.

Приложение 1

Тема: ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

2 класс. 1 ч. (1 -- 4)

Цель: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

2) Закреплять изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.

3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
2.1. Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.
Учитель предлагает детям решить примеры:
15-7= 16-8 =
14-7= 11-4 =
17- 9= 15-8 =
Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.
-- Разбейте примеры на группы. (По значению разности -- 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разно-сти; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д.)
-- Что общего у всех примеров? (Одинаковый прием вычисления -- вычитание с переходом через разряд.)
-- Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать? (На вычи-тание двузначных чисел.)
2.2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без пере-хода через разряд.
Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интерес-ного в разностях: *9-64, 7*-54, *5-44,
3*-34, *1-24?
Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом -- нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десят-ков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.
-- Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3. (В 1-м примере -- 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м -- 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м -- 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м -- 6 ед., а в5-м -- 4 д.)
Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры:
69 -- 64. 74 -- 54, 85 -- 44. 36 -- 34, 41 -- 24.
Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел про-говаривается вслух: 69 -- 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.
2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.
При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ?
Цель нашего урока -- изобрести прием вычитания, который по-может нам решить этот пример и подобные ему примеры.
3. “Открытие” детьми нового знания.
Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстраци-онном полотне:
Как вычесть двузначные числа? (Из десятков вычесть десятки, а из единиц -- единицы.)
Почему же здесь возникла трудность? (В уменьшаемом не хвата-ет единиц.)
Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет, уменьшае-мое больше.)
Где же спрятались единицы? (В десятке.)
Что надо сделать? (1 десяток заменить 10 единицами. -- Открытие!)
Молодцы! Решите пример.
Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольни-ком, на котором нарисовано 10 единиц:
- 11е -4е = 7е, Зд-2д=1д. Всего получилось 1 д. и 7 е. или 17.
Итак. “Саша” предложил нам новый прием вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы запи-сать и решить так (запись комментируется):
*10
_ 41
24
17
А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании это-го приема, где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1.)
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
1) № 1, стр. 16.
-- Прокомментируйте первый пример по образцу:
-- 32 -- 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.
-- Решите следующие примеры с объяснением.
Дети дорисовывают графические модели примеров и одновремен-но комментируют решение вслух. Линиями соединяют рисунки с ра-венствами.
2) № 2, стр. 16
Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик:
_81 _82 _83 _84 _85 _86
29 29 29 29 29 29
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.
Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами.
Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес.
Ответ: 52.
Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заме-тят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установ-ленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их.
3) № 3, стр. 16.
-- Сыграем в игру “Угадай-ка”:
82 -- 6 41 -17 74-39 93-45
82-16 51-17 74-9 63-45
Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравни-вая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры на новый вычислительный прием
98-19, 64-12, 76 -- 18, 89 -- 14, 54 -- 17.
Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:
_98 _76 _54
19 18 17
Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправ-ляют допущенные ошибки.
-- Найдите закономерность. (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.)
-- Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономер-ность.
7. Задачи на повторение.
Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумы-вают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консуль-тантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме.
-- Придумайте задачу и решите по вариантам:
1вариант 2вариант
-- Выполните взаимопроверку. Что заметили? (Ответы в задачах одинаковые. Это взаимообратные задачи.)
8. Итог урока.
Какие примеры учились решать?
Можете ли теперь решать пример, который вызвал трудности в начале урока?
Придумайте и решите такой пример на новый прием!
Дети предлагают несколько вариантов. Выбирается один. Дети. записывают и решают его в тетрадь, а кто-нибудь один из детей -- на доске.
9. Домашнее задание.
№ 5, стр. 16. (Разгадать название сказки и автора.)
Составить свой пример на новый вычислительный прием и решить его графически и в столбик.
Тема: УМНОЖЕНИЕ НА 0 И НА 1.

2кл., 2ч. (1-4)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.