Формирование условий для индивидуальной деятельности чело-века, основывающейся на приобретенных конкретных математичес-ких знаниях, для познания и осознания им окружающего мира средствами математики остается, естественно, столь же существен-ной компонентой школьного математического образования.
С точки зрения приоритета развивающей функции конкретные математические знания в “математике для каждого” рассматривают-ся не столько как цель обучения, сколько как база, “полигон” для орга-низации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности учащихся. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, если говорить о массовой школе, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные математические знания, которые послужили ее базой.
Гуманитарная ориентация обучения математике как предмету общего образования и вытекающая из нее идея приоритета в “мате-матике для каждого” развивающей функции обучения по отношению к его чисто образовательной функции требует переориентации мето-дической системы обучения математике с увеличения объема инфор-мации, предназначенной для “стопроцентного” усвоения учащимися, на формирование умений анализировать, продуцировать и исполь-зовать информацию.
Среди общих целей математического образования по образовательной технологии “Школа 2100” центральное место занимает развитие абстрактного мышления, включающего в себя не только умение воспринимать специфические, свойственные математике абстрактные объекты и конструкции, но и умение опери-ровать с такими объектами и конструкциями по предписанным прави-лам. Необходимой компонентой абстрактного мышления является логическое мышление -- как дедуктивное, в том числе и аксиоматичес-кое, так и продуктивное -- эвристическое и алгоритмическое мышление.
В качестве общих целей математического образования рассмат-риваются также умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их на основе математического моделирования, освоение математической терминологии как слов родного языка и математической символики как фрагмента общеми-рового искусственного языка, играющего существенную роль в про-цессе коммуникации и необходимого в настоящее время каждому образованному человеку.
Гуманитарная ориентация обучения математике как общеобра-зовательному предмету определяет конкретизацию общих целей в построении методической системы обучения математике, отражаю-щей приоритет развивающей функции обучения. С учетом очевидной и безусловной необходимости приобретения всеми учащимися опре-деленного объема конкретных математических знаний и умений, цели обучения математике образовательной технологии “Школа 2100” могут быть сформулированы следующим образом:
-- овладение комплексом математических знаний, умений и на-выков, необходимых: а) для повседневной жизни на высоком каче-ственном уровне и профессиональной деятельности, содержание которой не требует использования математических знаний, выходя-щих за пределы потребностей повседневной жизни; б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов; в) для продолжения изучения математики в любой из форм непрерывного образования (в том числе, на соответ-ствующем этапе обучения, при переходе к обучению в любом профи-ле на старшей ступени школы);
-- формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе, в частности эвристического (творческого) и алгоритмического (исполнительского) мышления в их единстве и внут-ренне противоречивой взаимосвязи;
-- формирование и развитие у учащихся абстрактного мышления и, прежде всего, логического мышления, его дедуктивной составляю-щей как специфической характеристики математики;
-- повышение уровня владения учащимися родным языком с точ-ки зрения правильности и точности выражения мыслей в активной и пассивной речи;
-- формирование умений деятельности и развитие у учащихся морально-этических качеств личности, адекватных полноценной ма-тематической деятельности;
-- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира;
-- формирование математического языка и математического ап-парата как средства описания и исследования окружающего мира и его закономерностей, в частности как базы компьютерной грамотно-сти и культуры;
-- ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в научно-техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве;
-- ознакомление с природой научного знания, с принципами построения научных теорий в единстве и противоположности математики и естественных и гуманитарных наук, с критериями истин-ности в разных формах человеческой деятельности.
В самом деле, очевидно, что знание, которое ребенок сам “открыл”, наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Однако включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию (В. В. Давыдов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9