Рефераты. Теоретические основы организации внешнеэкономической деятельности предприятия

·                   срок погашения.

Средний срок кредита имеет, прежде всего, расчетное значение — он показывает, в течение какого времени импортер пользовался всей суммой кредита.

Внешнеторговые кредиты практически никогда не покрывают всю стоимость экспортируемого товара. Определенная ее часть оплачивается покупателем наличными (при получении отгрузочных документов) и посредством авансовых платежей. Авансовыми называются платежи покупателя (импортера) до передачи товара в его распоряжение. Они обычно служат гарантией исполнения своих обязательств импортером и практически являются обязательными при торговле инвестиционными товарами, а также при заключении средне- и долгосрочных сделок. В международной торговле действует следующая зависимость: чем выше доля авансовых и наличных платежей и чем короче сроки поставок, тем «уступчивее» экспортер по отношению к цене товара

Фирменный (коммерческий) кредит

Коммерческий кредит может предоставляться по двум направлениям:

1) экспортером — импортеру — в форме рассрочки платежа за проданный товар;

2) импортером — экспортеру — в виде покупательских авансов или авансов в форме задатка.

Строго говоря, к фирменным кредитам следовало бы относить лишь те, которые осуществляются за счет собственных средств фирмы. Но довольно часто по линии коммерческого кредитования привлекаются и заемные средства. Тем самым размываются границы между различными формами кредитования (в данном случае между коммерческим и банковским кредитованием), особенно если речь идет о средне- и долгосрочных кредитах.

Банковское кредитование

Это наиболее распространенная форма кредитования внешнеэкономической деятельности, хотя и государственное, и фирменное кредитования в той или иной мере включают банковские критерии.

Следует различать три вида банковского кредитования ВЭД:

1) покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров. Этот вид кредита представляет собой форму рефинансирования фирменных кредитов, а механизм его реализации предполагает факторинг и форфейтинг;

2) выписка импортером (или его банком) долговых обязательств непосредственно на имя кредитора. Банки в этом случае предоставляют кредит непосредственно импортеру;

3) акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них экспортерами или импортерами. Обычно банки-акцептанты в этом случае не предоставляют кредит, а привлекают для этого временно свободные средства участников национальных валютных (или денежных) рынков.

Банковское финансирование во многом базируется на выпуске и учете векселей, а также на различного рода гарантиях.

Факторинг и форфейтинг являются сравнительно новыми, нетрадиционными формами кредитования ВЭД. Вместе с тем их можно рассматривать и как средство превращения (или рефинансирования) фирменного (коммерческого) кредита в банковский. Факторинг обычно применяется при экспорте товаров массового производства и спроса с рассрочкой платежа от 1 до 6 месяцев (краткосрочный кредит), а форфейтинг считается средне- (от 6 месяцев) или долгосрочным (до 5 лет) кредитованием экспортных операций. Эта форма кредита чаще всего применяется при торговле инвестиционными товарами, строительстве, монтаже и оборудовании объектов за границей. Факторинг предполагает многократные экспортные операции, а форфейтинг представляет собой разовую операцию (правда, на крупную сумму).

Валютное регулирование ВЭД

Важное значение, с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и в международных расчетах.

Для определения правового режима деятельности субъектов валютного регулирования проводится разделение операций с иностранной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

В настоящее время предприятию-резиденту открываются одновременно два счета: транзитный валютный счет и текущий валютный счет для зачисления поступлений иностранной валюты. Указанные счета ведутся параллельно, т. е. валютная выручка, поступающая за экспорт работ, услуг, зачисляется сначала в полном объеме на транзитный валютный счет, а затем, после обязательной продажи экспортной выручки, остаток зачисляется на текущий валютный счет предприятия.

Вывод: в Республике Беларусь высшими органами управления внешнеэкономической деятельности являются Президент, Совет Республики, Палата представителей, Совет Министров. Совет Министров - высший исполнительный и распорядительный орган власти в Республике. Одним из наиболее значимых инструментов государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности являются таможенные платежи. К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, а также в иных установленных случаях. Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны (ввозная, или импортная, таможенная пошлина) и вывозе товара с ее территории (вывозная, или экспортная), который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенно — тарифное регулирование внешней торговли РБ является одним из важнейших экономических методов управления. Нетарифные методы ограничений - это совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли.

В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности государство сохраняет за собой функцию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников этой деятельности. Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций.


1.3 Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия

Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

План внешнеэкономической деятельности включает задания-показатели по экспорту и импорту (в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом выражении за определенный период (обычно за год).

Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальных маркетинговых программах - предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.

Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности.

Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются:

·                   анализ и характеристика рынка для проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;

·                   анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон; 4 анализ конкурентных позиций своей фирмы (так называемый SWОТ - анализ: strengths/weaknesses-opportunities/threats);

·                   анализ внешней среды бизнеса: географических, демографических, организационно-правовых, политических, экономических, социально-культурных и других условий рынка проникновения на зарубежные территории и условия для развития данного вида внешнеэкономической деятельности в РБ.

Далее в бизнес-плане внешнеэкономического проекта указываются:

·                   характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж;

·                   местоположение и характеристика предприятия, его производящего;

·                   меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика).

Также в нем дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований, рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта [5, c. 254].

Что же нужно знать об иностранном партнере и как его выбрать для организации взаимного сотрудничества из огромного числа фирм, действующих в других странах? Эти и другие вопросы возникают у все большего числа предпринимателей.

Главной задачей фирмы, которая хочет видеть своим будущим поставщиком или покупателем зарубежную компанию, на первом этапе поиска будущего контрагента является задача определить для себя круг потенциальных партнеров, т. е. найти те организации, которые в зависимости от того, кем выступает эта фирма (импортером или экспортером), предлагают подходящий товар или услугу или хотят приобрести продукт, предлагаемый этой фирмой. При этом под «определением круга» понимается не только составление списка фирм, которые вообще являются продавцами данного продукта на мировом рынке или как-либо проявили свое намерение приобрести данный продукт, но и первоначальный контакт с такими фирмами, необходимый для того, чтобы убедиться в случае импорта — что это именно тот продукт, который нужен фирме-импортеру, в случае экспорта — что именно предлагаемый фирмой-экспортером продукт интересует зарубежного контрагента и, самое главное, что фирма, включаемая в список потенциальных контрагентов, заинтересована в сотрудничестве.

Для поиска зарубежного партнера существует весьма широкий круг источников информации. Их можно классифицировать различным образом. Наиболее приемлемой представляется следующая классификация существующей информации:

А. Информация, публикуемая в периодической печати

Б. Информация, публикуемая самими фирмами

В. Информация, предоставляемая специализированными организациями

Г. Справочники по фирмам

Организации, которые могут оказать содействие в поиске зарубежного партнера:

А. Посольства, консульства, торговые представительства зарубежных стран

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.