Рефераты. Теоретические основы организации внешнеэкономической деятельности предприятия

Среди таможенных платежей таможенная пошлина занимает особое место ввиду своей экономической роли. Таможенный тариф, включающий в себя систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь свод ставок таможенных пошлин, является одним из основных инструментов регулирования внешней торговли. В рамках налоговой системы импортная таможенная пошлина рассматривается как разновидность косвенного налога, увеличивающего цену иностранного товара на внутреннем рынке.

Один из основных элементов таможенной пошлины — ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Ставки пошлин установлены постановлениями Совета Министров от 28 июня 2002 г. № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» и № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин». В данных постановлениях применяются адвалорные, специфические и комбинированные виды ставок (схема 1.1).


Схема 1.1. Виды ставок таможенных платежей в Республике Беларусь


Законом «О Таможенном тарифе» установлено, что, несмотря на положения международных договоров Республики Беларусь, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования, Президент Беларуси может предоставить преференциальный (дифференцированный и более благоприятный) режим любой развивающейся или наименее развитой стране без предоставления аналогичного режима другим странам. Перечни стран, пользующихся преференциальным режимом, утверждены Декретом Президента от 18 апреля 2003 г. № 14 «Об установлении тарифных преференций» (схема 2), причем преференции распространяются только на достаточно ограниченный список товаров. В их число не попали такие товары, как, например, сахар и кондитерские изделия из него, алкогольные и безалкогольные напитки, нефть и нефтепродукты, бумага, картон и изделия из них, одежда и обувь, машины и оборудование. Таким образом, перечень включает в основном товары с низкой степенью обработки (сырье и полуфабрикаты, за исключением производимых в большом количестве белорусскими предприятиями).


Схема 1.2. Тарифные преференции в Республике Беларусь

 

Таможенно — тарифное регулирование внешней торговли РБ является одним из важнейших экономических методов управления. Вопросы Таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы.

Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.

Согласно Закону РБ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово—политических отношений РБ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров.

Если подвести итог, то можно дать краткое определение преференциям. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза и помогает государствам налаживать более тесные связи.

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Развитие тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, и, следовательно, данный механизм должен работать в РБ, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Одно из направлений данной области – это предоставление тарифных преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Таким образом, активная политика в области тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе, что в свою очередь ведет к плотному сотрудничеству между международными финансовыми организациями.

Нетарифные методы регулирования

Нетарифные методы ограничений - это совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли.

Нетарифные ограничения классифицируются по следующим основным группам мероприятий:

1. Участие государства во внешнеторговых операциях (поддержка отечественного товаропроизводителя, субсидирование производства и экспорта товаров и др.).

В целях совершенствования системы предоставления мер государственной поддержки для развития промышленного потенциала Республики Беларусь на основе создания условий для производства отечественными товаропроизводителями конкурентоспособной продукции на международном рынке и интеграции промышленности республики в мировую экономику, а также формирования инфраструктуры, обеспечивающей внедрение в производство новых и высоких технологий, в РБ создана Программа.

Основные ее положения:

Программа распространяется на предприятия, производящие конкурентоспособный, обладающий наиболее высокими показателями качества и потребительскими свойствами товар (продукцию), а также участвующие в реализации приоритетных направлений экономического развития Республики Беларусь. Указанным предприятиям придается статус отечественного товаропроизводителя.

Для предприятий, получивших статус отечественного товаропроизводителя, могут быть предусмотрены меры государственной поддержки, в том числе:

предоставление государственных гарантий по кредитам из негосударственных источников;

долевое участие государства в инвестициях, предназначенных для инновации, конверсии и диверсификации производства, включая проведение исследовательских и научных работ;

изменение тарифов и цен;

выделение финансовых средств из инновационных фондов на частичное финансирование выставочно-ярмарочной деятельности предприятия;

особый порядок применения таможенного тарифа для товара (продукции), импортируемого в рамках поддерживаемых государством инвестиционных проектов;

увеличение норм амортизации по прогрессивным группам машин и оборудования;

приоритетное участие в тендерах на получение государственных кредитов под инвестиционные проекты.

2. Выработка таможенных и административных процедур (таможенные и консульские формальности, товаросопроводительная документация и пр.).

К административным формальностям может быть отнесено требование о поставках товаров в Республику Беларусь.

Положение по поставке товаров в РБ регулирует отношения в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Действие Положения распространяется на отношения между юридическими лицами и физическими лицами на территории Республики Беларусь по поставке товаров.

3. Технические препятствия торговле

К техническим препятствиям торговле относится: сертификация ввозимой продукции, санитарно-ветеренарные нормы, а также запреты и ограничения на ввоз-вывоз отдельных товаров, упаковке, маркировке товара и пр.

4. Специфические ограничения

К специфическим ограничениям относится лицензирование и квотирование.

Лицензирование - это выдача государственными органами официального разрешения (лицензии) на осуществление ввоза-вывоза отдельных товаров. Выдача лицензии на осуществление экспортных операций производится Министерством иностранных дел.

Квотирование - это количественное ограничение ввоза-вывоза товаров.

5. Валютные ограничения (обязательность продажи валюты, ограничения по ее конвертации, предельные сроки получения валюты за экспортную сделку, ограничения по ее продаже на валютной бирже и пр.).

Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности

Кредитование внешнеэкономической деятельности

Возросшая роль кредита в ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами:

·                   ростом доли науко- и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и сравнительно продолжительного времени для осуществления расчетов;

·                   большим выбором предлагаемых на мировом рынке товаров, дающим преимущества покупателям: идет определенное соревнование за их получение, в том числе и по линии кредитования;

·                   ростом числа тех потенциальных покупателей, которые не располагают в достаточном объеме валютными ресурсами и с которыми торговые связи могут быть поддержаны только за счет кредитов.

Любой экспортер (продавец) старается получить как можно быстрее (после отгрузки товара) полный расчет, с тем, чтобы сохранить свою ликвидность на достаточно высоком уровне. По той же причине импортер (покупатель) старается приобрести товар в кредит (с оплатой после его реализации). Тем самым кредит становится органической составной частью международных экономических связей.

Государственные, банковские и фирменные кредиты, как правило, считаются товарными кредитами, т. е. служат для обеспечения торговой сделки в целях покупки (продажи) конкретных товаров. Хотя эти виды кредитов могут предоставляться как со стороны импортеров, так и со стороны экспортеров, преобладают в основном последние. Во многом это связано с особенностями структуры экспорта (например, высокая доля в экспорте товаров длительного пользования или инвестиционных товаров требует дополнительных источников финансирования, ибо реализация этих товаров требует больше времени) и с возрастающей долей в международной торговле слаборазвитых стран, не располагающих достаточными собственными валютными ресурсами.

Важную роль во внешнеэкономических расчетах играют сроки и порядок обеспечения платежей. Различают полные и средние сроки кредитования. Полный срок охватывает время от начала предоставления до окончательного погашения кредита и включает:

·                   льготный срок — время между окончанием использования и началом погашения кредита;

·                   срок использования — период, в течение которого в счет кредита оплачивается товар (при банковском кредитовании), или время, включающее срок поставки товара или акцепта (признания задолженности) покупателем векселей эксперта (при фирменном кредитовании);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.