В результате отрицательное сальдо Китая в торговле с Казахстаном в последние годы растет, и решить эту проблему, на наш взгляд, можно только за счет изменения качественной структуры китайских поставок.
Одним из путей решения проблемы, мы считаем, может стать организация совместных производств в КНР и допущение расчетов в национальных валютах. Необходимость принятия мер стала особенно явной после очередного падения двустороннего товарооборота в 1997г. (из-за сокращения китайского экспорта в Казахстан и введения Китаем ограничений на ввоз удобрений и металлопродукции, основных товаров казахстанского экспорта).
В последние годы достигнут большой прогресс в политических отношениях стран. Появилась новая их формула – «Стратегическое партнерство, обращенное в XXI век». Она стала постепенно наполняться соответствующим содержанием. Сложились механизмы постоянных контактов на высшем уровне и систематических политических консультаций, установились регулярные связи между различными ведомствами, достигнуты соглашения по широкому кругу политических и экономических отношений, идет решение пограничных, территориальных и других проблем. Несмотря на очевидный прогресс в отношениях двух стран, остается актуальным вопрос: произойдет ли переход к новому типу сотрудничества, принципиально отличному от союза периода 50-х гг., либо новая формула отношений просто будет рекламой намерений.
Нам представляется, что обе стороны имеют перспективы дальнейшего обогащения содержания двусторонних отношений, но им противостоят объективные ограничители, среди которых следует назвать главные.
– РК стремится к сохранению политической и социальной стабильности. Большую роль играет незавершенность государственного строительства. Казахстан преодолел экономическую стагнацию, но не четко в регионе вырисовываются перспектива роста производства и его технико-технологического обновления. Особенно сохраняется существенная неравномерность в социально-экономическом развитии регионов. Это отражается на темпах приграничной торговли стран.
– В КНР также сохраняется политическая и социальная напряженность, продолжается переход от централизованного к федеративному государству. Первая его фаза на основе принципа «одна страна – две системы» связана с воссоединением Сянгана и КНР.
– В КНР продолжается рост производства, однако перспективы его также не вполне ясны. Огромный потенциал экстенсивного роста совмещен с большими социально-экономическими ограничителями интенсивного развития. В КНР углубляется неравномерность социально-экономического развития, породившая политические cвязи АТР с Европой, побудившие стремление стать территорией прохождения «Второго транс-континентального моста» (Ляньюньган – Роттердам).
– Казахстан располагает сырьевыми ресурсами. Его задача состоит в переходе от торговли ими к торговле конечными продуктами их переработки, а КНР обладает богатейшими трудовыми ресурсами.
– КНР завершила на своей территории строительство «Второго трансконтинентального моста» (Ляньюньган – Казахстан). Она ощущает недостаток природных ресурсов. Размеры пахотных площадей, запасы пресной воды и многих полезных ископаемых составляют в расчете на душу населения 30-50% их среднемирового уровня. Страна уже превратилась в чистого импортера нефтепродуктов.
Перечисленные факторы позволяют сделать, по меньшей мере, два важных вывода. Ограничения в развитии экономических отношений двух стран существуют, и они весьма существенны. Вместе с тем складывается впечатление, что перспективы во внешнеэкономических отношениях Китая и Казахстана не так уж и широки. Понятно, что развитие торговли между Казахстаном и КНР требует совершенствования товарооборота, о чем мы уже говорили.
Одна из особенностей казахстанско-китайских торгово-экономических отношений заключается в том, что они развиваются в значительной степени по линии межрегиональной приграничной торговли, на которую приходится около 60% взаимного товарооборота. КНР достигла больших успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, однако дальнейшее их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры, а также металлургии. Мощности тяжелой промышленности, которыми располагает Китай не в состоянии обеспечить достижения намечаемых целей по приоритетному развитию отраслей инфраструктуры. Формы и темпы интеграции в мировое хозяйство в следующем тысячелетии будут во многом зависеть от совершенствования торгово-экономических связей с крупными странами.
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Процесс развития ВЭС в Казахстане во многом зависит от процессов, происходящих в России, и, особенно, от технологической кооперации нефтегазового, горнометаллургического, электроэнергетического и транспортного комплексов. Россия занимала и занимает, по-прежнему, лидирующее положение во внешней торговле РК. На ее долю в 1998г приходилось около 40% экспорта и импорта Казахстана. В результате политики переориентации ВЭС республики доля России в экспорте 2001г. снизилась до 20,3%. Однако, по итогам 2009г. в разрезе отдельных стран первенство сохраняется за Российской Федерацией (31,2% товарооборота), второе место занимает Китай (13,5%), со второй на третью позицию за год переместилася Италия (10,9%), четвертое место осталось за Украиной (5,4%). В 2008г. Казахстан у основных торговых партнеров закупает в основном различное промышленное оборудование и изделия из черных металлов. Из России также поставляется топливо, а из Франции – летательные аппараты и фармацевтическая продукция.
Между тем, приграничный Китай создал условия для реализации геополитических и геостратегических факторов развития ВЭС между странами, в том числе и РК.
В соответствии с анализом торгово-экономических взаимоотношений представляется необходимым выделить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами ЮВА. Этому способствовали не только замыслы сторон, но и сложившийся механизм развития внешней торговли.
Во-первых, это явилось результатом принятых форм торговли в странах. Так, СУАР является одним из главных форпостов не только «челночной», но и приграничной торговли для Казахстана, Центральноазиатских государств и стран СНГ в целом. Население этого региона особенно заинтересовано в углублении торгово-экономических отношений с Казахстаном и другими государствами Центральной Азии, поскольку это связано с улучшением их материального положения. Например: Хоргосский приграничный торговый центр (рынок), занимающий площадь в 320 тыс. кв. м., только за январь-октябрь 2009г. (т.е. 229 рабочих дней) достич объема торговли в 38,6 млн. долл. США, показывая рост по сравнению с прошлым периодом 305,5 %.
Во-вторых, сказалось распространение методов торговли. Так, уже за первые шесть лет развития отношений между РК и КНР были достигнуты значительные успехи. Однако они не удовлетворяли правительства двух государств, которые считают, что еще более необходимо активизировать государственные торгово-экономические связи, поскольку для этого есть резервы. Сегодня двусторонние торговые связи рассматриваемых стран развиваются в виде государственной и частной, т.е. «челночной» торговли. Надо сказать, что зачастую эта торговля строилась на бартерной основе. Так, она преобладала в двусторонних отношениях государств до 1995г., но уже с 1997г. ее место значительно снизилось, благодаря совершенствованию внешнеторговых законодательств и конвертации получаемой прибыли.
Частная торговля, в том числе «челночный бизнес», как форма торговых двусторонних отношений между Казахстаном и Китаем была в свое время главнейшей формой внешней торговли. На начальном этапе формирования рыночных отношений она играла и продолжает играть большую роль в двусторонних торговых связях этих стран, т.к. приносит значительные доходы от налогов, обеспечивает население РК необходимыми товарами повседневного спроса. В 1997г. в общем объеме товарооборота Казахстана с КНР бартерная торговля занимала 73,2%. Затем были приняты меры по урегулированию этой формы внешнеторговой деятельности. Правительство Казахстана приняло решение продавать продукцию государственного значения за свободно-конвертируемую валюту (СКВ). Это было невыгодным и нежелательным явлением для китайской стороны, поскольку возможности китайских предпринимателей вести торговлю на валютной основе было не столь выгодно. К тому же Министерством внешнеэкономических связей (МВЭС) КНР лицензия на осуществление импортных операций выдаётся на невыгодных условиях, т.е. при импорте товаров на бартерной основе в КНР таможенные пошлины снижались на 50%. К тому же транспортные тарифы были очень высокими. Это и явилось одной из причин снижения бартерной торговли в последующие годы.
В-третьих, особую роль в расширении торговых отношений РК и КНР играют международные торговые ярмарки. Так, только с 1992г. по 1997г. в Урумчи, было проведено шесть ежегодных внешнеторговых ярмарок, в которых активно участвовали представители деловых кругов Казахстана.
В-четвертых, многие казахстанские потребители выражают упреки в адрес качества китайских товаров. Однако низкая цена китайских товаров дает возможность данным товарам занимать определенную нишу не только казахстанского рынка. Поэтому, несмотря на постоянные упреки, в Казахстан продолжают завозиться китайские товары в больших объемах. Далее они транспортируются во все его региональные центры, а также в другие республики Центральной Азии.
В-пятых, во взаимоотношениях двух стран получили развитие миграция и других факторов производства. Основой для разрешения многих вопросов послужило решение проблем глобального и гигантского нефтяного проекта. Почти 10 млрд. долл. США китайских инвестиций было направлено в Казахстан. Особую роль в их освоении сыграли совместные предприятия.
Большинство совместных предприятий были ориентированы на куплю-продажу и получение быстрых выгод от осуществления торговых операций. Кроме того, они сталкиваются с многочисленными проблемами, препонами, возводимыми чиновниками различных уровней, несовершенством правовой базы ВЭС РК, сложностями конвертации получаемой прибыли, опасениями в среднем звене администрации РК относительно расширения китайского экономического влияния в Центральной Азии. Одновременно деятельность казахстанско-китайских совместных предприятий протекает в сложных условиях конкурентной борьбы с ТНК, влияние которых в экономике Казахстана велико.
Количество граждан Центральноазиатского региона, проследовавших через пограничные переходы в КНР, также имеют тенденцию к росту, в частности, если в 1994г. этот показатель был равен 30 тыс. человек, то в 1995г. – 60 тыс. человек, в 2000г. он превысил 2,3 млн. человек (таблица 30).
Таблица 30 – Международная миграция
рабочей силы за 1995-2008гг., чел.
Год
Всего
В том числе вне стран СНГ
иммигранты
эмигранты
1995
71137
309632
3276
101417
2000
33621
156816
2046
39390
2005
74807
52139
8978
11441
2006
66731
33690
10096
3419
2007
…
2008
Примечание – Составлено по данным источников [63, с.30-31; 91]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35