В сентябре 2009г. между «Казатомпромом» и CGNPC был подписан меморандум о намерении создать совместное предприятие по освоению урановых месторождений в Казахстане. Стороны, в частности, договорились, что китайские компании получают доступ к освоению казахских урановых месторождений, а «Казатомпрому» разрешено инвестировать в атомную энергетику КНР. Ведущие китайские атомно-энергетические компании, China National Nuclear Corp и China Nuclear Guangdong Power Corp совместно получат 49% акций казахского предприятия, добывающего уран. Взамен «Казатомпрому» достанется доля в китайских предприятиях по переработке ядерного топлива и атомных электростанциях [88].
Таким образом, рассмотрение опыта экономических отношений Казахстана и Китая на протяжении последних двух десятилетий позволяет сделать вывод об их постепенном количественном и качественном совершенствовании. Начало формированию экономического взаимодействия двух государств было положено еще в 1980-х гг. Механизмы сотрудничества были обусловлены тем, что почти все операции проходили через государственные структуры. Особенностью данного периода было превалирование научно-технического сотрудничества, кроме того, многие сделки осуществлялись путем бартерного обмена. В середине-конце 1980-х гг. отчетливо проявился интерес обоих государств к развитию экономического сотрудничества, о чем свидетельствует и заключение соответствующих экономических соглашений, а также постоянный рост товарооборота. После обретения Казахстаном независимости наступает новый этап в казахстанско-китайских экономических отношениях. За небольшой период с начала и до середины 1990-х гг. экономическое взаимодействие между двумя государствам прошло путь от полной либерализации и отсутствия механизмов контроля к возникновению систем обоюдного регулирования качественных и количественных характеристик торгово-экономического сотрудничества.
Приграничная торговля. Началом возрождения торговли между странами в новых условиях послужило развитие приграничной торговли. Она развивалась на фоне роста численности населения в приграничных селах Синьцзяна при разорении и обнищании казахстанских сел и уже пережила свой пик. В течение 7 лет трансграничные отношения между Казахстаном и СУАР развиваются на благоприятном фоне укрепления добрососедских отношений между КНР и РК. Создана правовая база для расширения политического, экономического, военно-технического и культурного сотрудничества между самой отдаленной от моря провинцией Китая и Казахстаном. При этом современный Синьцзян имеет как транзитное, так и самостоятельное значение для двусторонних отношений во всех указанных областях, что объясняется преимуществами географической близости и протяженностью общей границы. Через Синьцзян у Казахстана есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и Казахстана, а также Синьцзяна с другими государствами Центральной Азии. Однако возможности экономического сотрудничества, к сожалению, по большей части не реализованы, кроме того, если и были реализованы, то выгода распределялась между странами неравномерно.
Еще одной из немаловажных проблем служат некоторые справедливые упреки казахстанского потребителя в адрес китайских товаров. Этой торговлей занимаются преимущественно шоп-туристы, которые стали выезжать за товарами в Пекин, где выбор больше, а цены не выше, чем в Синьцзяне. Этот бизнес был подкошен и тем, что в апреле 1999г. тенге было отпущено в свободное плавание. И без того низкая покупательная способность населения упала еще ниже, а на рынках определили плату за место в зависимости от занимаемой площади торговой точки. Правительство подсчитало, но не смогло обернуть в свою пользу запас валюты, накопившийся у населения. Между тем, казахстанские шоп-туристы предпочитают тратить ее за рубежом, тем самым, поддерживая промышленность других стран, в том числе Китая.
Говоря о более глобальных проблемах во взаимодействии двух стран, следует отметить, что сегодня нет угрозы экономической экспансии Китая в Центральной Азии. В то же время видно, что Синьцзян занимает все более заметное место в экономической и внешнеэкономической стратегии Китая. Трудности, возникающие в экономическом сотрудничестве двух стран, те же, что и в отношениях Казахстана с другими странами.
Следует заметить, что наибольшие выгоды с экономической точки зрения в процессе данного сотрудничества приобрел Китай, точнее, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Благодаря постоянному спросу в РК на товары текстильной и легкой промышленности, а также притоку финансовых ресурсов за счет «челночной торговли» в СУАР были созданы крайне благоприятные условия для возникновения и активного развития соответствующего производства и инфраструктуры. Кроме того, в связи с импортом сырья из Центральной Азии, и, в первую очередь, из Казахстана, Синьцзян получил уникальные возможности для собственного развития, а также для перепродажи (часто в переработанном виде) данных ресурсов в развитые страны. Что касается РК, то именно экономическое сотрудничество с Китаем позволило ему сократить товарный дефицит, обеспечить работой и стабильным доходом довольно большую часть казахстанцев, однако в целом для экономики государства выгоды были не столь очевидны.
Вторая половина 1990-х гг. стала временем дальнейшего укрепления экономического сотрудничества РК и КНР. Несмотря на то, что большинство проблем первой половины 1990-х гг. так и оставались на повестке дня, тем не менее, механизмы регулирования торгово-экономических отношений продолжали совершенствоваться. Кроме того, Казахстан начал расширять географию экономического сотрудничества внутри КНР, постепенно отходя от исключительного взаимодействия с СУАР.
XXI век ознаменовал новый этап в развитии экономических отношений между Казахстаном и Китаем. Со второй половины 2000г. экономическое проникновение в государства Центральной Азии, в том числе, в РК, стало главным элементом внешней политики КНР в регионе. Данное проникновение осуществлялось за счет массового возникновения предприятий с китайским капиталом, реализации ряда крупных экономических и инфраструктурных проектов. После июля 2005г. казахстанско-китайские отношения выходят на новый уровень стратегического партнерства. В настоящее время основные экономические интересы КНР лежат в сфере обеспечения собственной энергетической безопасности и конкуренции за доступ к ресурсам региона с другими крупнейшими геополитическими факторами.
Уроки Азиатского 90-х гг. и нынешнего глобального кризисов показывают актуальность выработки согласованных позиций стран в вопросах финансового регулирования рынков, поддержания макроэкономической дисциплины как на уровне государств, так и на уровне ведущих транснациональных компаний.
В мировом сообществе все отчетливее проявляется осознание необходимости активного поиска путей кардинального решения проблемы нестабильности национальных валют в условиях глобальных рынков. Если кризис 90-х гг. показал эту нестабильность на уровне стран одного региона, то нынешний кризис затронул весь мир, включая экономику США и их доллар, выступающий в качестве международной резервной валюты. Глубина и обширность нынешнего кризиса дают основания говорить о необратимости движения мирового сообщества в направлении к новой архитектуре финансовых отношений.
Казахстан, со своей стороны, выступает за устойчивое сотрудничество со странами мирового сообщества в экономике, поскольку строит ее на экспорте богатства своих недр. Однако интересы экономической безопасности Казахстана заключаются не в продаже его природных богатств, а в развитии собственной экономики и преодолении ее сырьевой направленности.
Помимо торгово-экономических соглашений между правительствами двух стран есть и другие соглашения и договора (всего их около 60): Соглашение о научно-техническим сотрудничестве, Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении взаимоотношений, Конвенция об избежание двойного налогообложения и т.д.
Экономическое взаимодействие между странами развивается и в более широких сферах. Особое место занимает взаимодействие Казахстана с Китаем в области взаимного привлечения капитала, что связано с многочисленными факторами, которые оказали влияние на это воздействие. В первые годы независимости китайские деловые круги особо не спешили вкладывать свои средства в экономику Казахстана, что объясняется недостаточной защищенностью инвесторов, нестабильным законодательством и его напряженной социально-экономической обстановкой. В последствии, о динамике поступления капитала из Китая невозможно было дать однозначной оценки. К тому же в самом Китае из-за финансового кризиса в Азии сократился поток инвестиций, большую часть которого составляли вклады Сянгана (Гонконга), Тайваня и Японии. На правительство КНР легла также забота о поддержке Сянгана, возвращенного Китаю незадолго до этого. И все же Агентство РК по инвестициям время от времени сообщало об участии представителей КНР в тендерах. Самый главный из них – нефтяной в 1996г. выиграла Китайская национальная нефтяная компания. Теперь уже нефть вывозится в Китай не только в цистернах, а течет через введенный нефтепровод.
Между тем объемы и структура инвестиций из КНР свидетельствуют о возрастающей тенденции (таблица 28).
Таблица 28 – Валовый приток ПИИ в РК из КНР за 1993-2008гг., млн. долл. США
Год
Привлечено ПИИ
всего
КНР
1995
984,3
2,0
2002
4 106,4
64,7
1996
1 673,7
2003
4 624,5
248,6
1997
2 106,9
313,0
2004
8 272,7
387,8
1998
1 232,8
86,7
2005
6 416,4
195,0
1999
1 852,1
49,6
2006
10 437,1
359,5
2000
2 781,2
90,1
2007
358,2
2001
4 556,6
211,9
2008
17 578,8
692,4
Примечание – Составлено по данным источников [63, с.239; 89, 90, 91, 92]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35