Рефераты. Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Крупнейшим инвестором также остались США, в 2008г. они инвестировали 312 млрд. долл. США, что меньше, чем в 2007г., когда прямые иностранные инвестиции были на уровне 378 млрд. долл. США. Основные формы использования КНР иностранных иностранных капиталов является: иностранные займы правительства; кредиты, предоставляемые международными организациями; иностранные займы коммерческих банков; прямые иностранные инвестиции и экспортные кредиты.

Основной способ при отсутствии средств - использование иностранного капитала для решения социальной модернизации в формах, как:

– финансовый кредит, в том числе в виде экспортных кредитов, государственные займы, межбанковские сделки, на международном рынке по сбору средств от международных займов организации;

– использование кредитов: товарные кредиты или кредиты для бизнеса переработки и сборки;

– прямые инвестиции, включая иностранные совместные предприятия и предприятия нерезиденты;

– для международных связей социального экономического строительства и использования иностранных инвестиций, возможно, из-за отсутствия средств на строительство, чтобы обеспечить, ряд ключевых, наиболее важных проектов. Они могут способствовать развитию в высокотехнологичных новых отраслях и секторах развития, оптимизации структуры промышленности и может способствовать развитию внутренних ресурсов, укрепления самостоятельности.

При оценке перспектив экономического развития Китая на ближайший период можно полагать, что общее направление его экономической политики останется неизменным. Перечислим наиболее важные, на нащ взгляд.

Формирование свободной экономической зоны (СЭЗ). При создании СЭЗ преследовались практически все цели, связанные обычно с привлечением иностранного капитала: освоение современных технологий и управленческого опыта, рост валютных доходов, отработка мероприятий хозяйственной реформы и др. Кроме того, предполагалось, что сотрудничество с инвесторами из Гонконга, Макао и Тайваня может стать важным моментом в процессе воссоединения страны.      Система льгот для иностранных инвесторов в СЭЗ включает:

·  налоговые льготы - подоходный налог с предприятий, основанных с иностранным участием составляет 15% прибыли по сравнению с 30% во внутренних районах;

·  таможенные льготы - предприятия с иностранным участием имеют право на беспошлинный ввоз сырья, материалов и оборудования для производства экспортной продукции; экспорт готовой продукции осуществляется беспошлинно;

·  льготы в землепользовании: в СЭЗ понижены тарифы арендной платы за землю для СП, допускается аренда крупных участков земли на срок до 70 лет для хозяйственного освоения с правом передачи в субаренду;

·  упрощенный визовый режим - иностранные граждане могут получить визу прямо на границе, предъявив паспорт и письменное приглашение администрации СЭЗ, с территории КНР въезд в СЭЗ для них осуществляется беспрепятственно, для китайских граждан требуется специальное разрешение.

В отличии от СЭЗ, создававшихся в начале 80-х гг. прошлого столетия на основе небольших поселков городского типа (кроме Сямэня), Китай начал формирование «открытых» городов, которые представляют собой многонаселенные старые промышленные центры:

–      города с комплексной многоотраслевой структурой промышленности (Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу);

–      крупные порты (Далянь и Циндао), обладающие развитой, но несбалансированной промышленной базой;

–      средние по размерам (Яньтай, Наньтун, Нинбо, Чжаньцзян) и небольшие (Фучжоу, Вэньчжоу, Бэйхай) порты с промышленностью, специализирующейся на трудоемких отраслях;

–      крупный (Циньхуандао) и средний (Ляньюньган) по размерам порты со слаборазвитой промышленной базой, главной отраслью специализации которых являются грузовые перевозки.

Создание открытых приморских зон завершило формирование приморского «пояса открытости», охватывающего как сложившиеся промышленные центры, так и их ближайшую периферию.

Стратегия развития зон предусматривает использование в экспортных отраслях промышленности избыточных трудовых ресурсов сельских районов. По льготности инвестиционный режим здесь занимает промежуточное положение между СЭЗ и внутренними районами страны.

Наряду с этим создавались зоны высоких технологий, а также зоны свободной торговли (ЗСТ), целью которых было развитие сферы услуг, связанных с внешнеторговыми операциями (хранение транзитных грузов, упаковка, обработка и т.д.). Бюджетное финансирование научно-технического развития в 2008г. составило 14,53 млрд. долл. США (116,3 млрд. юаней). Это были замкнутые анклавы, условия хозяйствования в которых максимально приближены к международным. По налоговому режиму ЗСТ аналогичны СЭЗ. Поощряются иностранные инвестиции в инфраструктуру внешнеторговой деятельности (портовые, складские помещения и т.д.) и финансовый сектор. Из бюджета в 2008г. было выделено 5,28 млрд. долларов США (42,3 млрд. юаней) в поддержку 10 приоритетных программ в области экономии энергоресурсов и экологической безопасности и охраны.

Таким образом, начавшийся в 1992г. процесс «приграничной открытости» распространился вдоль южных и северных границ Китая. Во внутренних районах южных провинций активизировались связи со странами Юго-Восточной Азии. С 1978г. по 2008г. объем внешней торговли увеличился примерно в 200 раз.

В итоге только за 2008г., несмотря на мировой кризис, ВВП был на уровне 4,22 трлн. долларов США, рост составил более 9%, в расчете на душу населения ВВП превысил 3 тыс. Долл. США. При этом внешнеторговый оборот страны достиг 2,56 трлн. долл. США и рост составил 17,8%. Экпорт в 2008г. составлял 1428,5 млрд. долл. США, увеличение произошло на 17,2%, импорт достиг 1133,1 млрд. долл. США, увеличение – на 18,5%. Активное сальдо годового торгового баланса составляет 295,5 млрд. долл. США, что по сравнению с 2007г. увеличилось на 32.8 млрд. долл. США.

Осуществляя «реформы открытости» и используя представившиеся возможности, Китай за эти годы значительно продвинулся вперед. Ныне он занимает одно из ключевых мест в мировом хозяйстве, а его доля в структуре мирового ВВП достигла 6,78%. С начала 2009г., резерв иностранной валюты Китая составляет 1950 млрд. долл. США. Все это указывает на то, что Китай становится важным звеном в мировой экономической системе, самой крупной страной в мире и по резерву иностранной валюты.

2.2 Современное состояние внешней торговли РК

 

Развитие внешнеторгового сектора РК осуществляется в соответствии с казахстанским законодательством, которое регулирует внешнюю торговлю. Основные нормативные акты, принятые в 90-х годах были направлены на регулирование проведения валютных операций в стране: Закон РК «О валютном регулировании», Указ Президента РК «О неотложных мерах по развитию валютного рынка в Республике Казахстан», «О мерах по упорядочению и развитию валютного рынка Республики Казахстан на 1995 год» и др.

В связи с тем, что государственное регулирование ВЭД, в первую очередь, было связано с применением мер тарифного и нетарифного регулирования, то указанные меры получили наибольшее развитие за несколько лет независимости РК, но в то же время не был отработан системно-аналитический подход в использовании этих мер.

Отсутствовали законодательные акты, непосредственно посвященные вопросам поддержки государством экспорта. Развитие экспорта страны на протяжении 1991-1998гг. происходило под влиянием причин и внутри-, и внешнеэкономического характера (экономический кризис, характеризующийся спадом промышленного производства, бесконтрольный вывоз за рубеж казахстанских сырьевых товаров и др.).

Последующие годы характеризуются тенденцией либерализации в регулировании внешней торговли: отмена квотирования экспорта, сокращение перечня лицензируемой продукции, упрощение порядка получения лицензий и др.

В настоящее время государственная внешнеторговая политика осуществляется в первую очередь, посредством таможенно-тарифного регулирования и методов нетарифного регулирования.

Юридический порядок внешнеторгового регулирования в РК предусмотрен в Законе «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004г. (с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 11 декабря 2006г.) и другими нормативными и правовыми актами.

Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007г. «О таможенном тарифе и ТН ВЭД Республики Казахстан» (с дополнениями от 6 февраля 2008г.)

Установлена классификация товаров при осуществлении ВЭД по 10-ти значной товарной номенклатуре, основанной на Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

При осуществлении торгово-политических отношений РК с иностранными государствами предусмотрены тарифные преференции, предоставляемые Казахстаном в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления квот в отношении товаров происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций Республики Казахстан.

В частности товары, ввозимые в Казахстан из наименее развитых стран, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, а к товарам, ввозимым в Казахстан из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от таможенных пошлин, указанных в приложениях к Постановлению Правительства Республики Казахстан «О таможенном тарифе и ТН ВЭД Республики Казахстан» (с дополнениями от 6 февраля 2008г.). Товары, ввозимые и вывозимые из стран СНГ-участниц многостороннего Соглашения в зону свободной торговли и стран-членов ЕврАзЭС, также освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

Регулирование других видов ВЭД осуществляется на основе других законодательных актов РК, в числе которых следует назвать:

- В соответствии с налоговым законодательством при импорте товаров на территорию Казахстана предусмотрены отчисления в бюджет в виде налога на добавленную стоимость (НДС). Ставка НДС по облагаемому импорту равна 13% от размера облагаемого импорта. В части экспорта, оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке.

- Основы валютного регулирования предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и в введенных с 1 января 2007г. новых Правилах осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

Схема экспортно-импортного валютного контроля предусматривает упрощение многих процедур для экспортеров и импортеров, т.к. исключает функции таможенных органов по оформлению паспортов сделок и привлечению к ответственности.

Процедура оформления паспорта сделки носит учетный характер (так как паспорт сделки оформляется в банке, обслуживающем клиента), а сопутствующие ограничения, такие как, отказ в его оформлении при отсутствии лицензии, регистрационного свидетельства, списка экспортируемых товаров и т.п., исключены. Сама форма паспорта сделки также упрощена и содержит минимальные сведения о сделке и участнике внешнеэкономической сделки.

К изменениям в сфере экспортно-импортного валютного регулирования можно отнести то, что с января 2007г. изменены требования по репатриации прибыли – зачислении денег в уполномоченный банк по сделкам по экспорту или импорту. Если ранее требования по репатриации прибыли заключались в установлении жестко зафиксированного законодательством срока - 180 дней, то теперь, в соответствии с новыми правилами, требование по репатриации прибыли определяется в сроки, установленные контрактом по экспортно-импортным операциям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.