Рефераты. Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Аналогичным образом (Приложения А.Б.В) можно проследить особенности торговли Казахстана со странами Центральной Азии, ШОС, ЕврАзЭС. Страны СНГ для РК остаются основными поставщиками минеральных продуктов, химической и металлургической продукции. Так, доля импорта из этих стран по минеральным ресурсам в 2005г. составила 91%, металлургической продукции – 56%, продовольственным товарам – 51%, химическим товарам – 40% от общего импорта указанных товаров. Доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в объеме импорта из других стран мира в 2005г. составила 58%, продовольственных товаров – 7%, химической продукции – 13%, продукции металлургической промышленности – 12%.

Другие страны мира также играют большую роль в обеспечении потребностей страны по ряду важнейших товаров. Так, доля импорта из этих стран по продукции машиностроения составила 70%, фармацевтическим товарам – 86%, одежде – 79%, продовольственным товарам – 49% от общего импорта указанных товаров. Причем динамика внешнеторгового оборота Казахстана указывает на стабильный рост.

Между тем, экспорт обработанных товаров в структуре совокупного экспорта страны в Казахстане не превышает 20% (таблица 19).


Таблица 19 – Доля экспорта обработанных товаров в структуре совокупного экспорта и ВВП РК

Показатель

2007г.

2008г.

млрд. долл. США

ВВП РК

104,9

135,0

Общий экспорт РК

47,7

71,2

Экспорт обработанных товаров РК

14,7

20,1

Доля экспорта обработанных товаров к общему экспорту РК

30,8%

28,2%

Доля общего экспорта к ВВП РК

45,5%

52,7%

Доля экспорта обработанных товаров к ВВП РК

14,0%

14,9%

Общий импорт РК

32,8

37,9

Примечание – Рассчитано по данным, указанным в источнике [56]


Структура импорта в Казахстане в 2008г. сложилась следующим образом: машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование (43% в общем объеме импорта), минеральные продукты (13,4%); недрагоценные металлы и изделия из них (15%); продукция химических и связанных с ней отраслей промышленности (12%); продукты пищевой промышленности (7%); прочее (9%). В объеме импорта из стран СНГ доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов составила 28,3%, минеральных продуктов – 26,1%, металлургической продукции – 18%, химических товаров – 10%. В 2009г. внешнеторговый оборот Казахстана –71,6 млрд. долл. США, уменьшился сразу на 34,4% по сравнению с прошлым годом. В том числе экспорт составил 43,2 млрд. долл. США (сокращение почти на 39,3%), импорт - 28,4 млрд. долл. США (сокращение на 25%). В результате, положительное сальдо внешней торговли РК в 2009г. снизилось до 14,8 млрд. долл. США против 33,3 млрд. долл. США в 2008г.

Основными причинами сырьевой ориентации экспорта являются слабое развитие перерабатывающей промышленности и невысокая конкурентоспособность отечественных товаров на мировых рынках. Одной из важных проблем двусторонних отношений Казахстана с другими странами являются расхождения в таможенной статистике, которые ведут к искажениям реальных данных об объемах внешней торговли Казахстана.

2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического

взаимодействия РК и КНР

Новейшая история экономического взаимодействия Казахстана и Китайской Народной Республики берет свое начало с середины 80-х годов ХХ века, то есть еще до обретения Казахстаном независимости. В январе 1986 года госсовет КНР принял решение о восстановлении торговых отношений между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и Советским Союзом. С советской стороны в этих отношениях должна была принимать непосредственное участие соседняя с Синьцзяном Казахская ССР.

Казахская ССР, начиная с последней четверти прошлого столетия стремилась выйти из-под полного контроля центра в вопросах внешнеэкономической деятельности и установить собственные взаимовыгодные отношения с зарубежными государствами. В тот период ведущим направлением казахстанско-китайского экономического взаимодействия было создание основ для научно-технического сотрудничества. Это было обусловлено тем, что в тот период научно-технический потенциал Казахской ССР во многом превышал аналогичные показатели в Синьцзяне, который в середине-конце 1980-х гг. был одним из наиболее отсталых в этом отношении регионов Китая.

Начальный этап экономических отношений Казахстана и Китая характеризовался довольно высокими темпами роста. Если в 1986г. объем торговли между Казахстаном и Синьцзяном составлял всего 3 млн. долл. США, то в 1987г. –11,8 млн. долл. США, а в 1989г. – уже 45,6 млн. долл. США. К 1991г., то есть непосредственно перед получением Казахстаном независимости, его экономические отношения с Китаем были уже сравнительно широко развиты. КНР стала главным торговым партнером Казахстана вне территории бывшего Советского Союза, а 52% всего его экспорта в страны так называемого «дальнего зарубежья» приходилось на Китай

В середине 1989г. между СУАР и Казахстаном было подписано соглашение об экономическом, техническом и торговом сотрудничестве на период 1989-1995гг. Общая стоимость всех предусмотренных соглашением сделок составляла свыше 1,5 млрд. долл. США, а товарооборот между этими соседними регионами двух стран предполагалось довести к 1995 году до 220-260 млн. долл. США. В июле 1991г. в ходе визита Н. Назарбаева в СУАР КНР подписывается «Соглашение о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Казахской ССР и Синьцзяном». Кроме того, 31 июля 1991г. в Кульдже между Казахстаном и СУАР подписывается соглашение, предусматривающее так называемый «шоп-туризм», расчеты по которому осуществляются только в свободно конвертируемой валюте. В связи с распадом Советского Союза и перехода Казахской ССР в статус независимой республики, полностью обязательства по данным соглашениям не были выполнены в запланированном объеме, однако интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с обеих сторон был очевиден. Таким образом, основные принципы и механизмы складывания экономических отношений между Казахстаном и Китаем были заложены еще в 80-е годы ХХ века. Именно в тот период стало очевидно, что основным торговым партнером Казахстана в КНР станет Синьцзян-Уйгурский автономный район. Кроме того, стала очевидной обоюдная заинтересованность в развитии торгово-экономического и научно-технического взаимодействия. После обретения Казахстаном независимости в 1991г. его экономические отношения с Китаем также были ограничены развитием сотрудничества с Синьцзяном. Тем не менее, в Пекине довольно позитивно оценили все преимущества, которое несет с собой развитие торговли с государствами Центральной Азии. Взаимодействие Казахстана с Китаем осуществляется по самым различным направлениям международных отношений, среди которых наиболее развитыми оказались внешнеторговое взаимодействие, кредитные отношения и инвестиционное сотрудничество

Внешнеторговые связи. Торгово-экономические отношения между РК и КНР развиваются на основе подписанного 22 декабря 1991г. межправительственного соглашения, которое определяет основные принципы сотрудничества в этой сфере. Китайская делегация, возглавляемая министром торговли и внешнеэкономических связей КНР Ли Ланкином, совершила экспресс-турне по странам региона с целью изучения возможностей нарождающегося центральноазиатского рынка. В сентябре 1992 года премьер Госсовета Ли Пэн открыл в столице СУАР – Урумчи – первую международную торговую ярмарку. В течение нескольких месяцев четыре города Синьцзяна, включая Урумчи, ввели различного рода льготы для инвесторов и других бизнесменов, которые могли бы способствовать развитию торговли Синьцзяна с зарубежными странами.

Основным видом торгово-экономических отношений между РК и КНР в начале 1990-х гг. был, как мы уже говорили, «шоп-туризм». В данном случае это были массовые поездки казахстанских граждан в КНР с коммерческими целями, чаще всего, с целью закупить там по низким ценам продукцию легкой промышленности, а затем перепродавать их на родине по более высокой цене. «Шоп-туризм» очень часто не выделяется даже как отдельный вид туризма, что расходится с мнением ВТО. Ведь, согласно определению данной организации, туристом считается любой человек, выехавший в другое место и не занимающийся там оплачиваемой деятельностью. В 1992г. было открыто железнодорожное сообщение «Алма-Ата – Урумчи». Со своей стороны, Казахстан реконструировал пограничную станцию «Дружба». В том же 1992г. китайско-казахстанскую границу в обоих направлениях пересекли 672 тысячи человек.

Конец 1993г. показал, что главной проблемой в казахстано-китайских торговых связях становится проблема затоваривания казахстанского потребительского рынка некачественными китайскими товарами. Обмен не стал эквивалентным, поскольку при мощных потоках дешевого импорта обратный процесс был «широкой волной уплывания в Китай стратегического сырья, материалов и оборудования, транспортных средств» [77]. Бесконтрольность в производстве и сбыте китайских товаров в конце концов стала предметом двусторонних переговоров на высшем уровне. В Пекине осознали, что широкое распространение низкокачественных китайских товаров за рубежом может нанести большой ущерб имиджу китайской торговой марки. 2 июля 1993г. Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) принимает постановление, предусматривающее очень тяжелые наказания (вплоть до высшей меры) за преступления, связанные с производством и распространением низкокачественных товаров. Руководство Казахстана в тот период также принимает ряд мер по ужесточению контроля за деятельностью граждан КНР, находящихся на территории страны. Эти меры предусматривали:

– усиление контроля за порядком проживания, перемещения, экономической деятельности граждан КНР на территории республики;

– ограничение деятельности казахстанских фирм (главным образом, частных и мелких), контактирующих с китайской стороной исключительно в сферах торговли и туризма;

– усиление таможенного и паспортного режимов и т.д.

Новые перспективные отрасли сотрудничества были определены в 1993 года во время визита президента Казахстана Н. Назарбаева в Пекин. Они включали: тяжелую промышленность, сельское хозяйство, легкую промышленность, биотехнику, связь, энергоресурсы, исследование космического пространства и др. Сторонами подчеркивалась необходимость сотрудничества не только приграничных областей, но и взаимодействия с центральными, приморскими районами Китая, где сосредоточена крупная промышленность, передовые технологии.

В 1993-1994гг. наблюдалось сокращение объемов экспорта и импорта, что связано с сокращением числа китайских торговых фирм и повышением экспортных пошлин на топливно-сырьевые товары. В результате этих мер удельный вес КНР в товарообороте Казахстана со странами АТР и Африки снизился с 66% в 1992г. до 44% в 1993г. и до 33% – в 1994г. Основной причиной снижения казахстанского экспорта явился спад производства в народном хозяйстве республики, рост неплатежеспособности предприятий, рост долговых обязательств. Другой причиной стало сближение цен на сырьевые товары со среднемировыми ценами. Это при существующем уровне экспортных пошлин, которые входят в стоимость экспортных товаров, делает нецелесообразным экспорт многих видов сырья. Не менее важным фактором, сдерживающим рост торгового оборота, является и транспортная проблема – низкая пропускная способность железнодорожного перехода «Дружба-Алашанькоу», через который идет основной поток товаров в Юго-Восточную Азию (ЮВА).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.