Рефераты. Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Теоретической и методологической основой исследования послужили:

–современные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов;

–нормативные законодательные и правовые акты, договоры, и соглашения;

–статистические данные Агентства Республики Казахстан и КНР, а также материалы таможенных органов двух государств и др.;

–материалы периодической печати, интернетные ресурсы.

В процессе экономического исследования были использованы методы экономического анализа: системные методы научного обобщения, методы сценарного прогнозирования, а экономико-математической статистики и др.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании внешнеэкономического взаимодействия Казахстана с КНР в условиях глобализации и разработке сценариев развития связей в обстановке усиливающейся конкуренции в регионе.

Основные положения, выносимые на защиту:

–авторская трактовка экономического взаимодействия стран;

–оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой и систематизация геополитических и геостратегических факторов, влияющих на эффективность процессов внешнеэкономического взаимодействия стран;

–качественная оценка уровня эффективности внешнеторговых связей Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой;

–прогнозирование параметров внешнеэкономического взаимодействия стран и сценарии возможных моделей внешнеэкономического взаимодействия стран на перспективу;

–меры, способствующие дальнейшему развитию связей между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют принять научно-обоснованные решения по осуществлению внешнеторговой политики Республики Казахстан с Китаем, являющимся важнейшей державой АТР. Это дает возможность углубить и дополнить теоретические и практические аспекты, регулирующие типаж взаимодействия в мировом хозяйстве в системе ЮГ-ЮГ и ЮГ-НИС.

Выводы и предложения по разработке сценарии возможных модели внешнеэкономического взаимодействия стран на перспективу могут быть использованы при реализации сторонами принципов стратегического партнерства в ХХI веке государственными органами Казахстана и Китая.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: Евразийский гуманитарный университет (2004), КазЭУ им. Т. Рыскулова (2005), ЕНУ им. Л.Н.Гумилева (2006, 2008).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс при чтении курса «Международная торговля» и «МЭО» для студентов специальности «Экономика», специализация «Мировая экономика» и факультета международные отношения (2005-2006, 2006-2007 учебные годы), а также внесены в раздел курса «Мировая экономика и МЭО» для студентов ЕНУ им.Л.Н.Гумилева специальности «Регионоведение» (2007-2008 гг.).

Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом 4,12 п.л., в том числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран

1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран

К середине XX века рыночная экономика превратилась по сути в международную, а экономика подавляющего большинства стран стала открытой. К числу ключевых характеристик международной экономики относятся развитая сфера международного обмена товарами и факторами производства, возникновение международных форм производства, приобретение самостоятельности международной финансовой сферой, возникновение механизмов международного регулирования экономики, а также экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики.

Современная международная экономика представляет собой часть теории рыночной экономики, изучающуей закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства, финансирования и формирования международной экономической политики. Ее структура состоит из базовых понятий, конкретных форм международных экономических отношений и механизмов государственного и международного регулирования.

Основные формы международных экономических отношений в рамках международной экономики - торговля (товарами и услугами), движение факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии), торговля финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами, дериватами и кредитами) и международные расчеты. Международная микроэкономика изучает поведение рынка отдельного товара, а макроэкономика - открытой национальной и мировой экономики в целом.

При изучении вопросов экономического взаимодействия стран встречаются такие различные термины, как «международные экономические отношения» (МЭО), «сотрудничество», «внешнеэкономические связи» (ВЭС) и др. Это свидетельствует об отсутствии в литературе общепринятого понимания взаимодействия стран, отражающего различные его аспекты проявления.

На наш взгляд, если речь идет о какой-то одной стране, то правильнее и точнее будет использовать термин «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД). Когда же мы говорим о сотрудничестве в целом в мировом хозяйстве и не акцентируем внимание на какой-то стране, более правильно будет использовать понятие «МЭО» [7].

Рассуждая по поводу МЭО, российский ученый Р.И. Хасбулатов утверждает, что они отражают в своей основе своеобразное сочетание, сложение суммы сегментированных глобальных экономических отношений во всем многообразии их взаимодействия. В этом определении автор, используя термин «взаимодействие», вкладывает в него качественную характеристику отношений [8].

Учитывая, что экономика, и особенно международная экономика, являются динамичными системами, то под экономическим взаимодействием будет справедливо считать процесс пульсирующей динамики изменяющихся отношений между взаимосвязанными системами в каждом из них и в последствиях интегрального характера. Можно предполагать, что взаимодействие может быть антагонистическим (войны, блокада, эмбарго и т.д.) или в форме сотрудничества с выигрышем для всей системы в целом, а также и для отдельной национальной экономики, в частности.

Истоки сотрудничества государств, в том числе и экономического, берут начало с Декларации о принципах международного права относительно дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [9]. В ней подчеркивается, что государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от политических, экономических и социальных систем. Целью сотрудничества служат поддержка международного миропорядка и безопасности, содействие экономической стабильности и прогресса.

Учитывая значительный опыт взаимоотношений стран как развитых, так и развивающихся, а также усиливающийся динамизм взаимодействия в современных условиях, мы считаем, что настало время изучить сущности взаимодействия, в том числе составных его частей: экономического, а затем и внешнеэкономического.

Экономика, в том числе и международная, может включать в себя взаимодействие отдельного человека и техники, общества, природы, отдельных цехов, фирм и компаний, ведомств, ветвей власти, других организаций и т.д. Безусловно, многое из этого может наблюдаться и между отдельными государствами. Следовательно, разница лишь на уровне проявления явления.

Направления сотрудничества также различны. Экономический, социальный и культурный аспекты сотрудничества, а также сотрудничество в технической и торговой областях реализуются в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства государств. Это значит, что экономическое взаимодействие стран имеет под собой национальные особенности и, соответственно, может принимать разнообразные схемы этих контактов.

В экономическом плане системный подход нам позволяет видеть, прежде всего, процесс согласованного обмена деятельностью между экономическими субъектами. Само понятие «согласованное действие» говорит о том, что субъекты могут преследовать различные цели, и в каких-то случаях они могут совпадать, а в каких-то нет [10].

Исторический подход также может внести определенные прояснения в существо вопроса. Так, во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в советском пространстве под взаимодействием подразумевали процесс согласования действий. События в Косове, в Ираке, действия ШОС также можно отнести к этому процессу.

Следовательно, учитывая изложенное нам представляется, что при взаимодействии стран реализуются какие-то общие законы экономики, вместе со специфическими закономерностями. К тому же существуют определенные группы повторяющихся или типичных связей и отношений различных субъектов международного права хозяйствующих субъектов, которые проявляются при ведении совместных дел.

На наш взгляд, необходимо выделить две группы таких закономерностей:

1)  зависимость видов, форм, способов и методов взаимодействия от определенных факторов, как научный потенциал, финансы, основные фонды, техника, технология и др.;

2)  зависимость решения совместных задач от форм и способов совместных действий, конъюнктуры рынка, спроса и предложения на рынке, своевременности принятия решений, согласованности действий, а также своевременности и полноты объема поступающей информации.

Зная эти закономерности, можно будет иметь представление о характере взаимных действий, прослеживать ход и результаты определенного взаимодействия, порядок работы специальных органов, кому поручено ведение этих дел и многое другое [11].

Удовлетворение потребностей человечества всегда происходит в условиях ограниченности производственных ресурсов и, соответственно, тесное взаимодействие субъектов всегда имеет решающее значение при их использовании. Практически большинство материальных потребностей в мировом хозяйстве производится предприятиями, расположенными в том или ином регионе. Взаимодействие, таким образом, между странами наполняется новым содержанием в условиях распада социалистической системы хозяйствования.

Появление новых независимых государств дало возможность расширить количество субъектов внешнего взаимодействия. Это значит, что, во-первых, расширяются рамки и объемы взаимодействия, возрастает сложность решаемых задач, и происходят изменения в возможностях реализации углубления международного разделения труда (МРТ). Во-вторых, на современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных, в том числе экономических отношений. Прежде всего, существенной из них становится процесс глобализации, представляющий собой процесс усиления взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности, где экономики отдельных стран переплетаются все сильнее, и национальная экономическая система становится частью мировой экономики.

В аспекте рассматриваемой проблемы в данной работе можно заметить, что происходит «глобализация» внешней политики КНР, включая сферы экономической и финансовой помощи. По сути дела КНР – открытая страна и вследствие проводимой внешнеэкономической политики занимает одну из первых ролей в Азии. Казахстан также стремится развивать международное сотрудничество, стараясь более активно включиться в процесс глобализации. Примером могут служить многочисленные соглашения, подписанные как в двустороннем, так и в многостороннем порядке, членство во всемирных организациях, региональных интеграционных группировках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.