Хранение специальной и справочной литературы должно осуществиться в шкафах. На соответствующих полках в строго определенном порядке должны располагаться:
инструкции и нормативно-методические документы по дело- производству;
справочники по законодательству;
справочники по административно-территориальному делению;
орфографические и терминологические словари (справочники по написанию отдельных слов);
картотеки-указатели к сборникам нормативно-правоывых актов и организационно-распорядительных документов (постановлений, решений, приказов, инструкций и пр.) по вопросам ведения делопроизводства, изданных федеральными, территориальными, отраслевыми (ведомственными) и местными органами управления (власти);
списки работников предприятия с указанием структурных подразделений, номеров телефонов и адресов для направления деловой корреспонденции".
Своевременное получение работниками информации, необходимой для надлежащего выполнения порученных работ (операций) в течение всего рабочего времени, обеспечивается:
постоянным поддержанием в служебных помещениях тишины и порядка;
наличием достаточного свободного пространства между рабочими местами, не затрудняющего проход (подход) к ним;
оборудованием рабочих мест средствами внутренней телефонной связи;
размещением на столах минимально необходимого для выполнения повседневной работы количества документов (материалов). Установление для работников делопроизводства (службы ДОУ) оптимального режима труда и отдыха предполагает:
категорирование труда работников в зависимости от его сложности и напряженности;
надлежащий учет влияния на работников вредных факторов производственной среды и характеристик микроклимата служебных помещений;
упорядоченное чередование временных отрезков, отведенных соответственно для выполнения более сложных и менее сложных видов работ (операций);
предоставление работникам для поддержания высокой работоспособности в течение всего рабочего времени перерывов для отдыха, приема пищи и т.п.
Нормальная продолжительность рабочего времени, отведенного на выполнение работ по подготовке и обработке документов, должна составлять 8 часок, при этом продолжительность непрерывной работы на ПЭВМ не должна превышать 2 часов. Наиболее сложных и трудоемкие виды работ (операций) рекомендуется производить первой половине рабочего времени. Время перерывов в течение рабочего времени следует устанавливать в зависимости сложности и напряженности труда. Примерные варианты режима труда и отдыха (с учетом 8-часового рабочего дня — с 9 до 18 часов, включая! часовой обеденный перерыв и категории сложности и напряженности работ) представлены в таблице 2.
Таблица 2, Варианты режима труда и отдыха персонажа службы ДОУ, выполняющего работы по документационному обеспечению управ, мни. с применением компьютерной техники
3.6 Особенности подготовки важнейших организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность службы ДОУ
Основными организационно-распорядительными документами, регламентирующими деятельность службы ДОУ и ее работников, являются, как отмечалось ранее, положение о службе и соответствующие должностные инструкции. В рамках данного параграфа рассмотрим наиболее существенные особенности подготовки этих документов.
Функциональное назначение Положения о службе ДОУ заключается в установлении основных правил организации ее деятельности. В качестве основы для полготовки проекта данного документа рекомендуется принять примерное Положение о службе ДОУ, представленное в прил. 12 к ГСДОУ, помня, однако, о том. что его текст нуждается в определенной актуализации с учетом более поздних изменений в правовой базе делопроизводства40.
В содержании Положения о службе ДОУ представляется целесообразным изложить следующие основные вопросы:
краткая характеристика делопроизводства (ДОУ) как специфического вида деятельности по управлению (обеспечению управления) предприятием;
статус службы ДОУ, организационно-правовые основы ее деятельности;
основные организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность службы ДОУ (помимо положения. — Авт.). порядок их введения в действие;
организация повседневного руководства службой ДОУ;
организация нормирования работ по ДОУ, рабочих мест и труда персонала службы ДОУ;
порядок регламентации повседневной деятельности структурных подразделений в составе службы ДОУ, основных категорий ее работников;
цели и задачи службы ДОУ, их краткое содержание;
функции службы ДОУ, их характеристика;
полномочия (права и обязанности) службы ДОУ, их характеристика;
взаимоотношения службы ДОУ с другими структурными подразделениями (должностными лицами) предприятия;
порядок внесения изменений в положение, сроки ею переутверждения.
Для ясного и точного понимания содержания положения о службе ДОУ особое значение имеет выбор оптимальной структуры документа. В этой связи представляется уместным привести сравнительную характеристику рекомендуемых вариантов структуры положения о службе ДОУ.
Так, согласно прил. 12 ГСДОУ примерная структура документа включает следующие разделы: общие положения; цели и задачи службы; функции службы; права и ответственность службы; взаимоотношения службы. Представленная в Методических рекомендациях ВНИИДАД ФАС РФ «ОРД. Требования к оформлению документов»
примерная структура Положения о службе ДОУ включает следующие разделы: общие положения; задачи службы; функции службы; обязанности службы; права службы; ответственность службы; взаимоотношения службы с другими подразделениями предприятия.
И наконец, в соответствии с прил. 1 к Методическим рекомендациям ВНИИДАД ФАС РФ «Ведение делопроизводства в организации» примерная структура положения о службе ДОУ включая следующие основные разделы: общие положения; задачи и функции службы; обязанности службы; права службы; ответственность службы; взаимоотношения и связи службы. Раздел «Заключительные положения» не является обязательным элементом структуры документа.
Примерный текст Положения о службе ДОУ представлен и прил. 3 к настоящему пособию. Пример оформления титульного листа По ложен ия о службе ДОУ представлен на стр. 43.
Представленные выше рекомендации могут быть применены и при подготовке проектов положений о структурных подразделениях в составе службы ДОУ, а также проекта положения об архиве предприятия. Примерный текст положения об архиве государственной предприятия (организации, учреждения) представлен в прил. 4 настоящему пособию.
Функциональное назначение должностной инструкции заключается в регламентации деятельности работника (категории работников) и установлении порядка применения работником (работниками (положений нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов по вопросам делопроизводства (ДОУ) в процессе осуществления своих повседневных полномочий. В качестве основы для полготовки содержания проекта должностной инструкции рекомендуется принять соответствующие положения Квалификационного справочника должностей служащих, при необходимости адаптировав их к конкретным условиям функционирования того или иного предприятия и службы ДОУ и отразив в нем следующие основные вопросы:
задачи, возлагаемые на работника (в виде перечня, возможно, дополненного краткой характеристикой);
статус работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности;
основные квалификационные требования, предъявляемые к работнику;
организационно-правовые основы деятельности работника;
Эмблема предприятия Утверждаю
Генеральный директор
Открытое акционерное ОАО «Вега»
Общество «Вега»
Положение Личная подпись
о службе документационного обеспечения А.А.Агеев
Управления (ДОУ) 00.00.000
00.00.000
№_________г.
Екатеринбург
1.Общие положения
1.1Текст
1.1.1…
РАЗДЕЛ 2
Управление документацией предприятие
Глава 4
СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ТАБЕЛЬ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
4.1 Управленческая документация предприятия. Состав и функциональное назначение
В рамках настоящего пособия уже упоминалось о документация как об упорядоченной совокупности документов, образующихся в процессе деятельности предприятия. Настало время более подробно ознакомиться с составом управленческой документации предприятия и образующими ее основными видами документов.
С этой целью обратимся к Общероссийскому классификатор) управленческой документации (ОКУД) (Ж 011-93, включающему себя унифицированные системы документации и образующие их формы документов, разрешенные к применению на предприятия (в организациях, учреждениях) для обеспечения потребностей в документированной информации. Уточним, что в составе ОКУД ceгодня имеется девять унифицированных систем документации:
унифицированная система организационно-распорядительной! документации (УСОРД);
унифицированная система первичной учетной документации (УСПУД);
унифицированная система банковской документации (УСБД);
унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций (УСФУОБД);
унифицированная система отчетно-статистической документации (УСОСД);
унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской] документации предприятий (УСУОБД);
унифицированная система документации по труду (УСДТ);
унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ (УСДПФР);
унифицированная система внешнеторговой документации
(УСВД).
Собственно управленческую документацию предприятия образуют, таким образом, документы, отнесенные к УСОРД, т.е. документы, общее функциональное назначение которых состоит в организации и распоряжении деятельностью предприятия. В свою очередь п.. в состав УСОРД входит 13 групп управленческой документации.
Основные группы управленческой документации в составе УСОРД
1.Документация по созданию предприятия (организации, учреждения).
2.Документация по реорганизации предприятия (организации.
учреждения).
3.Документация по ликвидации предприятия (организации, учреждения).
4.Документация по приватизации государственных и муниципальных предприятий (организаций, учреждений).
5.Документация по распорядительной деятельности предприятия (организации, учреждения).
6.Документация по организационно-нормативному регулированию деятельности предприятия (организации, учреждения).
7.Документация по оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия (организации, учреждения).
8.Документация по приему на работу.
9.Документация по переводу на другую работе
10.Документация по увольнению.
11.Документация по оформлению отпусков.
12.Документация по оформлению поощрений.
13.Документация по оформлению дисциплинарных взысканий.
Рассмотрим далее функциональное назначение каждой из перечисленных выше групп документации основных видов управленческих документов, образующих соответствующие группы документации.
Несмотря на то что соответствующими нормативно-методическими доку ментами предусмотрены, к примеру, документы по оформлению командировок, Упоминание об этом в ОКУД отсутствует. Что касается документации по учету труда и его оплаты, то она включена в состав унифицированной системы первичной учетной документации ОКУД. Между тем, на наш взгляд, эти группы документации имеют самое непосредственное отношение к управлению предприятием (в частности управлению персоналом)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12