|
3,8 |
4,2 |
3,6 |
3,5 |
|||
прочие материальные затраты |
0,2 |
6,2 |
6,3 |
7,4 |
6,2 |
5,8 |
2,2 |
амортизация (износ) основных средств |
9,8 |
10,1 |
8,9 |
3,0 |
7,5 |
10,4 |
9,9 |
прочие затраты |
4,7 |
2,5 |
1,4 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
Примечание Источник: [3, с. 36, таблица 42]
Социальная инфраструктура на селе развита в 2-3 раза хуже, чем в городе. Две трети работников заняты ручным трудом. А ведь именно в данной сфере, охватывающей условия труда и быта населения, формируются настроения людей, их отношение к труду, духовные устремления. Несопоставимы с городскими и условия труда на селе. Две трети работников заняты ручным трудом. Также несопоставимы уровни медицинского, бытового и культурного обслуживания. Многие объекты социально-культурной базы оказались в трудном финансовом состоянии и были вынуждены закрываться или существенно снижать объемы и виды своих услуг. Плохо решаются проблемы строительства дорог. Обеспеченность сельского населения непроизводственными фондами в 3 раза ниже, чем городского. И как следствие этих процессов - дееспособная часть населения покидает деревню и уезжает в город. На селе сложилась кризисная ситуация, идет глубокая деформация воспроизводственных процессов.
Вместе с тем, обостряются внутренние проблемы деревни. Не секрет, что пьянство стало формой досуга многих жителей села. В отдельных хозяйствах механизаторы по причине пьянства лишены милицией документов на управление техникой, но продолжают работать - больше ведь некому. Административные меры, такие, как лишение премий, выговоры, не дают желаемого результата. В результате нарастает деградация сельского населения.
Падение воспроизводственной функции заработной платы является многоаспектным процессом и характеризуется:
-снижением покупательной способности заработной платы из-за опережающего роста цен на потребительские товары и услуги;
-уменьшением соотношения среднемесячной заработной платы с прожиточным минимумом, которое выражает покупательную способность заработной платы через динамику номинальной заработной платы и потребительских цен на товары, входящие в набор потребительской корзины прожиточного минимума (табл.1.2.3). Приобретение товаров, входящих в прожиточный минимум за период 1990 г по 2004 г. сократилось в 1,5 раза:
-сокращением соотношения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом.
Таблица 1.2.3.Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума
Годы
Прожиточный минимум, руб.
Средняя заработная плата, руб.
Количество наборов прожиточного минимума, которое можно приобрести на среднюю заработную плату
1
2
3
4
1990
60
269
4,4
1991
155
541
3,5
1992
1220
5072
4,2
1993
1927
6121
3,2
1994
54023
98203
1,8
1995
424100
755129
1,8
1996
659200
1212157
1,8
1997
1101100
2270110
2,1
1998
2159600
4635191
2,2
1999
11041500
19710600
1,8
2000, 1 кв.
22572
45549
2,0
2002
76817
189200
2,5
2003
105247
250700
2,4
2004
125745
350200
2,9
Примечание. Источник: [14, с. 43, таблица 51]
Минимальный потребительский бюджет, разработанный правительством в начале 90-х годов, был положен в основу определения уровней минимальной заработной платы, минимальной пенсии и социальных выплат. В то время, когда был принят закон Республики Беларусь «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» (1991 г.), соотношение между среднемесячной заработной платой и минимальным потребительским бюджетом составляло 215%.
Таблица 1.2.4. Начисленная среднемесячная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет
Годы
Начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
Минимальный потребительский бюджет, тыс. руб.
Соотношение начисленной среднемесячной заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, в %
1995
755,1
706,9
106,8
2000
58,946
,7
126,0
2001
123,0
82,9
148,4
2002
189,2
129,3
146,4
2003
250700
168,3
149,0
2004
350200
201,5
173,8
Примечание Источник: [3, с. 45, таблица 53]
Данные показывают, что до 2002г. наблюдалась тенденция снижения реальной заработной платы в Беларуси, а с 2003г. тенденция стала положительной(соотношение увеличилось до 173,8%).Замечу также, что удельный вес работников, заработная плата которых ниже минимального потребительского бюджета, сократился с 42% в 2000 году до 39% в 2003-м и в прошлом составил 32%[18,с. 3]
Низкий уровень государственных гарантий (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда и построенная на ее основе Единая тарифная сетка) обуславливает дальнейшее падение воспроизводственной функции заработной платы. В настоящее время согласно Единой тарифной сетки, в которой предусмотрено 27 тарифных разрядов для оплаты труда работников бюджетной сферы экономики, минимальные условия воспроизводства рабочей силы государственная тарифная система может обеспечить только работникам, находящимся выше 18 разряда, остальная часть работающих остается за чертой бедности. Это говорит о том, что в тех отраслях, где системы оплаты труда построены на основе ЕТС, заработная плата не способна выполнять воспроизводственную и, как следствие, стимулирующую функции.
-сокращением доли заработной платы в доходах населения;
Так, если в 1990 г. доля на оплату труда в денежных доходах населения составляла 73,1%, то на протяжении последующих лет она имела устойчивую тенденцию к сокращению и в 2003 г. (1 полугод.) составила 50,7% (табл.1.2.5):
Таблица 1.2.5. Доля оплаты труда в денежных доходах населения
Показатель
1990
1993
1995
1997
1998
1999
2002
2003
Денежные доходы населения
100
100
100
100
100
100
100
100
В т.ч. оплата труда
73,1
62,8
52,6
53,4
49,9
54,8
51,0
50,7
Примечание. Источник: собственная разработка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.