Рефераты. Повышение прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО Волгогазоаппарат p> «Резервы предстоящих расходов и платежей». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».

Таблица 2.22 – Структура пассива баланса по степени погашения обязательств

| |2000 |2001 |2002 |2003 |
|П1 |26314 |27523 |24783 |22295 |
|П2 |4600 |0 |10875 |12000 |
|П3 |0 |0 |0 |0 |
|П4 |35058 |40828 |52791 |60893 |

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:

А1 >> П1

А2 >> П2

А3 >> П3

А4 П2 |А2>П2 |А2>П2 |А2>П2 |
|А3 ( П3 |А3(П3 |А3(П3 |А3(П3 |А3(П3 |
|А4 ( П4 |А40.5 |
|общей сумме | | | | | |
|Доля запасов в оборотных активах |0,815|0,67 |0,668|0,558|- |
|Доля собственных оборотных средств в |0,331|0,463|0,243|0,48 |>0.5 |
|покрытии запасов | | | | | |
|Коэффициент покрытия запасов |0,677|0,99 |0,93 |1,295|>1 |

На анализируемом предприятии на начало периода коэффициент покрытия ниже рекомендуемого – 1,3 (в среднем), но это вероятней всего связано с увеличением оборачиваемости средств, вложенных в запасы; коэффициент быстрой ликвидности – 0,4 (в среднем), значительно ниже норматива, так же как и коэффициент абсолютной ликвидности.

На конец анализируемого периода коэффициент быстрой ликвидности вырос и стал 0,604 - близким к нормативному значению, рост этого показателя произошел за счет увеличения дебиторской задолженности и суммы прочих оборотных активов; коэффициент абсолютной ликвидности – 0,007, что не соответствует нормативному значению, и это произошло за счет не эффективного использования краткосрочных финансовых вложений.

2.8.3 Анализ деловой активности

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов.
Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.

В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, оценивается следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота – средний срок, за который совершается один оборот средств. Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих
(оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Для определения деловой активности нашего предприятия рассчитаем следующие основные показатели, представленные в табл. 2.25.

Таблица 2.25 – Основные показатели для определения деловой активности
|Показатель |2000 |2001 |2002 |2003 |Норма |
|Оборачиваемость средств в расчетах |20,42 |16,4 |17,16 |14,4 |Рост |
|(в оборотах) | | | | | |
|Оборачиваемость запасов (в |3,659 |5,442 |6,156 |9,425 |Рост |
|оборотах) | | | | | |
|Оборачиваемость кредиторской |0,095 |0,097 |0,112 |0,087 |Снижен|
|задолженности (в днях) | | | | |ие |
|Коэффициент погашаемости |0,05 |0,061 |0,058 |0,069 |Рост |
|дебиторской задолженности | | | | | |
|Оборачиваемость собственного |4,61 |4,99 |4,87 |5,39 |Рост |
|капитала | | | | | |
|Оборачиваемость совокупного |2,376 |2,81 |2,73 |3,31 |Рост |
|капитала | | | | | |

Анализируя рассчитанные показатели можно сделать вывод о неплохой деловой активности ОАО «Волгогазоаппарат». Об этом говорит динамика следующих показателей:

- Возросла оборачиваемость запасов с 3,659 об. В 2000 г. до 9,425 об. В

2003 г.;

- Упала оборачиваемость кредиторской задолженности с 0,095 до 0,087 за исследуемый период;

- Увеличился коэффициент погашаемости дебиторской задолженности с 0,05 до 0,069;

- Возросла оборачиваемость собственного капитала с 4,61 до 5,39;

- Возросла оборачиваемость совокупного капитала с 2,376 до 3,31.

И наряду с этим, лишь единственный, из рассматриваемых показателей деловой активности, имеет отрицательную динамику:

- Упала оборачиваемость средств в расчетах с 20,42 об. до 14,4 об.

Таким образом, основные показатели деловой активности являются неплохими, но отрицательная динамика вышеуказанного показателя ставит вопрос о необходимости принятия мер по улучшению ситуации в данной области.

Выводы

На основе проведенного анализа хозяйственной деятельности ОАО
«Волгогазоаппарат» можно сделать следующие выводы:

1) Прежде всего, нельзя не заметить, что результаты финансово- хозяйственной деятельности предприятия в 2003 году немного улучшились по сравнению с 2002 г. А именно:

- Физический выпуск и реализация продукции увеличились на 15,3% и 18,3% соответственно;

- Выручка от реализации повысилась на 27,7%;

- Затраты на 1 руб. реализованной продукции снизились на 0,92%

Все это говорит о достаточно успешном функционировании предприятия в
2003 году.

2) Однако в работе предприятия есть и некоторые отрицательные моменты:

- Прибыль от реализации продукции уменьшилась на 17,7%;

- Рентабельность продаж уменьшилась на 0,016%;

- Предприятие выпускает продукцию довольно посредственного качества, т.е. отсутствует диверсификация производства, вследствие чего на показателях работы предприятия может сильно сказаться колебание спроса на его продукцию;

- Часть своей продукции предприятие реализует по более низким ценам другим предприятиям в форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;

- Нельзя не отметить увеличение себестоимости единицы продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г., хотя, скорее всего оно вызвано инфляционными моментами и компенсируется увеличившейся ценой;

- Как показал проведенный анализ, некоторая часть ресурсов предприятия используется неэффективно, о чем говорит достаточно высокий уровень обнаруженных резервов.

Более того, сравнивая темпы изменения прибыли и выручки от реализации, можно сделать вывод, что предприятие идет по экстенсивному пути развития, т.е. при значительном росте выпуска продукции показатели прибыли и рентабельности не показывают должного роста. Это говорит о не достаточно эффективном использовании предприятием своих ресурсов.

В ходе анализа были выявлены резервы роста прибыли за счет нескольких факторов:

- за счет увеличения объема реализации продукции;

- за счет снижения себестоимости товарной продукции;

- за счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции.

По результатам анализа можно сделать следующие предложения:

А) Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.

Б) Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:

- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;

- слаженная работа всех составляющих производственного процесса

(основного, вспомогательного, обслуживающего производства);

- оптимизация потоковых процессов на предприятии.

В) Немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале – до 100%.
Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.

3 Проектная часть. Пути повышения прибыли и уровня рентабельности на ОАО
«Волгогазоаппарат»

Целью планирования прибыли является обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени населения. Экономической основой составления плана прибыли является:

- запланированный объем и структура оборота;

- задание на плановый период по приросту сети;

- изменения в организационной структуре, ставках, тарифах, уровнях торговых надбавок и наценок и других условий расчета.
При планировании прибыли можно использовать:

- прогноз рентабельности;

- анализ ликвидности баланса;

- оценку перекрытия ликвидности;

- регрессное определение минимального оборота.

При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формирования доходов и затрат предприятия это темпы корректируются. Сумму прибыли можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как произведение запланированного товарооборота на проектируемую рентабельность деленное на
100.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.