Рефераты. Методы управления проектами

Проектные институты, специализированные по технологическому (функциональному) признаку. Такие институты могут специализироваться, например, на проектировании фундаментов, металлических или железобетонных конструкций, специальных видов оборудования и др.;

Вычислительные центры (фирмы), специализирующиеся на подготовке проектной документации на машинных носителях – смет, чертежей, календарных планов;

Консультационные (консалтинговые) фирмы, оказывающие весьма широкий спектр услуг – экономические обоснования, расчеты стоимости проектов, информация, консультации по специальным вопросам.

Существует три подхода к выбору заказчиком проектных фирм:

• оказание профессиональных услуг по мере необходимости;

• закрытые переговоры;

• проведение конкурса. В этом случае возможны следующие виды коммерческих соглашений между заказчиком и подрядчиком:

-                      оплата по фактическим затратам,

-                      оплата с верхним ограничением цены,

-                      фиксированная цена.

Функциональные обязанности проектных фирм можно разделить на 2 части:

А. Типовые

• эскизное проектирование,

• рабочее проектирование,

• разработка смет,

• авторский надзор.

Б. Дополнительные

• подготовку к торгам и помощь в их проведении,

• проектный анализ,

• разработку ТЭО,

• участие в управлении проектом,

• оформление финансирования.


3.4 Финансирование проекта


Финансирование проекта должно обеспечить решение двух основных задач:

1.                 обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнять проект в соответствии с временными и финансовыми (денежными) ограничениями;

2.                 снижение затрат финансовых средств и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Финансирование проекта включает четыре этапа:

·                    предварительное изучение жизнеспособности проекта;

·                    разработка плана реализации проекта;

·                    организация финансирования;

·                    контроль за выполнением плана и условий финансирования.

Различают 4 способа финансирования проекта: акционерные инвестиции, финансирование из государственных источников, лизинговое финансирование, долговое финансирование.

Акционерное финансирование представляет собой вклады денежных средств, оборудования, технологии, финансирование из государственных источников осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование. Лизинговое финансирование подразумевает передачу участниками проекта прав собственности на проект или его часть инвестору. Долговое финансирование осуществляется за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических или физических лиц.

Проектное финансирование – это один из видов долгового финансирования, получивший развитие за рубежом в последние 10–15 лет и в настоящее время широко применяемый в США и Западной Европе. Отделы проектного финансирования есть во многих банковских учреждениях.

В США термин «проектное финансирование» относится к такому типу финансирования, когда сам проект является единственным (или основным) способом обслуживания долговых обязательств, как правило), без привлечения дополнительных финансовых источников.

Организация финансирования по типу проектного позволяет на начальной стадии осуществления проекта:

• оценить возможности его лидеров (учредителей);

• определить потребность проекта в заемных средствах;

• определить прибыль после ввода предприятия в эксплуатацию;

• распределить риски создания и функционирования предприятия между всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

В зависимости от того, какую долю риска принимает на себя кредитор, выделяют 3 формы проектного финансирования:

• с полным регрессом на заемщика;

• без какого-либо регресса на заемщика;

• с ограниченным регрессом на заемщика.

Регресс–это требование о возмещении предоставленной взаймы суммы.

Финансирование с полным регрессом на заемщика – наиболее распространенная форма проектного финансирования. Этой форме отдают предпочтение ввиду быстроты и простоты получения необходимых средств для финансирования проекта, и, кроме того, стоимость этой формы финансирования ниже, чем у двух других.

При проектном финансировании без какого-либо регресса на заемщика кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Без регресса на заемщика финансируются обычно проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию.

В настоящее время широкое распространение получает проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. В этом случае в ходе финансирования проекта оцениваются все риски, связанные с его реализацией, и распределяются между всеми участниками проекта таким образом, чтобы каждый мог брать на себя зависящие от него риски.

Контроль за финансированием осуществляется, как правило, на основе регулярных ревизий, по следующим аспектам:

·                    фактические затраты;

·                    поток реальных денег;

·                    финансовое состояние (проекта и компании, осуществляющей проект);

·                    отчетность;

·                    управление финансами;

·                    ошибочные затраты.

Эффективность работы руководителя проекта оценивают, в основном, по тому, насколько грамотно организована работа по контролю за расходами на проект. Для управления этим процессом за рубежом используется специальный план управления ресурсами (cost management plan). Этот план разрабатывают при подготовке контрактов и затем постоянно его актуализируют.

Этот план определяет:

• какие расходы подлежат контролю (расходы компании; стоимость оборудования, материалов, рабочей силы; накладные расходы);

• какими показателями будут оцениваться расходы (необходимо, чтобы они совпадали с принятой в проекте или компании системой отчетности);

• как будет организован контроль (участники, затраты на контроль, процедуры передачи информации).

Участники проектного финансирования – спонсор (организатор, а не лидер) обеспечивает участие необходимых сторон, ведет переговоры, обсуждает предложения, исследует рынок, берет на себя ответственность по планированию и организации полного финансового пакета, выбирает финансовых партнеров и т.д.;


– подрядчик – инженерно-строительная фирма, нанятая для проектирования и строительства проекта;

– поставщик оборудования – выполняет контракты на поставку оборудования;

– эксплуатирующая организация – управляет проектом после того, как он введен в эксплуатацию;

– поставщики сырья, необходимого для производства;

– покупатели (потребители) произведенной продукции;

– независимый эксперт дает заключение с оценкой реальности сроков и стоимости строительства, возможности и условии эксплуатации проекта;

– консультант по вопросам страхования анализирует степень защищенности проекта на основе страхового возмещения;

– советник по юридическим вопросам подготавливает документы и рассматривает все согласования и контракты по проекту;

– консультант по вопросам маркетинга (может быть нанят кредитором) оценивает надежность показателей проекта;

– финансовый советник оценивает финансовые возможности участников и проекта в целом;

– кредиторы предоставляют кредиты для финансирования проекта;

– заемщик осуществляет собственно проект;


3.4 Разработка бюджета проекта


Смета представляет собой комплекс расчетов для определения размера затрат на проект. В то же время смета – это инструмент управления, который используется менеджером в процессе реализации проекта. Поэтому смета имеет двойное значение. Во-первых, это документ, определяющий стоимость проекта, во-вторых, это инструмент для контроля и анализа расхода денежных средств на проект.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ используется для определения договорной цены и заключения контрактов (договоров) между заказчиками и подрядчиками, между генеральным подрядчиком и субподрядчиками, а также для расчетов между ними.

Показатели сметной стоимости необходимы для оценки вариантов проектных решений по строительству и реконструкции производственных и непроизводственных объектов и выбора экономически целесообразного из них.

На основе сметы и календарного плана составляется бюджет проекта и осуществляется учет, отчетность и оценка деятельности заказчика и подрядчика.

Сметная стоимость проектируемых предприятий, сооружений, объектов, их частей и видов работ определяется при проектировании в составе проектов (эскизных проектов) и рабочей документации. Для этого составляются сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметы, локальные ресурсные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы.

Сводный сметный расчет является основным документом, определяющим стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений. Составляется он на основе объектных и локальных смет, а также сметных расчетов на дополнительные затраты, не учтенные в объектных и локальных сметах.

Объектные сметы (объектные сметные расчеты) разрабатываются на строительство каждого отдельного здания и сооружения на основе локальных смет на отдельные конструктивные элементы и виды работ.

Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются по рабочим чертежам на каждый вид работ. В них определяется сметная стоимость конструктивных элементов и видов работ

Сметная стоимость строительства представляет собой общую сумму капитальных вложений, поэтому все затраты в ней группируются в соответствии с технологической структурой капитальных вложений:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.