|
|
11 |
10 8, 13 |
12 |
10 13 |
13 |
9 9, 12 |
14 |
- - |
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма положительных выборов в нашем условном примере бригады приводится ниже.[38]
Рис. 10. Пример социограммы.
Аналогичным образом изображается социограмма отрицательных выборов. Отрицательные выборы можно показать на той же социограмме, где отражены положительные выборы, с использованием, например, пунктирных линий.
Социометрические индексы это:
- индекс социометрического статуса (С)
- индекс эмоциональной экспансивности (Е)
Социометрический статус демонстрирует отношение членов группы к данному человеку и вычисляется как разность между полученным им от группы количеством положительных и количеством отрицательных выборов, соотнесенная с количеством членов группы, уменьшенном на единицу т.е.:
.
Эмоциональная экспансивность отражает отношение человека к другим членам группы и вычисляется как разность между количеством положительных и количеством отрицательных выборов, отданных другим членам группы, отнесенная к численности группы, уменьшенной на единицу, то есть к количеству возможных выборов:
.
Значения социометрических индексов – от +1 до –1.
В зависимости от соотношения статуса и экспансивности каждого члена группы его можно отнести к той или иной подгруппе.
В первую подгруппу попадают люди, выбранные 2 и более раз другими членами группы и имеющие положительную эмоциональную экспансивность (например, члена группы под номером 1 выбрали три человека, в то время как других – 1-2 человека). Это «звезды», или «лидеры».
Во вторую подгруппу попадают люди со средними значениями статусов и позитивной экспансивности. Это «принятые», составляющие обычно большинство группы.
В третью подгруппу попадают люди с отрицательным статусом, чья экспансивность при этом положительная. Это «оппозиция», «отверженные», «затравленные», «козлы отпущения», по отношению к которым группа демонстрирует свою сплоченность, противопоставляя себя («мы») этим людям («не мы»). В группах, где имеется дефицит любых ресурсов – материальных, финансовых, различных благ, развлечений – и проблемы с их распределением, а также жесткая иерархия и недостаточная социальная зрелость членов, такой социальный статус обычно не пустует.
Следующую подгруппу составляют «белые вороны», у которых высокий социальный статус и низкая эмоциональная экспансивность (они интересуют группу, а она их – нет).
Подгруппа «изолированных» не имеет ни положительных, ни отрицательных выборов от группы, проявляя невысокую экспансивность.
Динамична роль «шута»: он может находиться по статусу на уровне от «принятых» до «козла отпущения» и с позволения лидера демонстрировать наличие в группе «свободы слова», демократичности, терпимости лидера.
Сводная таблица для расчета социометрических индексов может принимать следующую форму (Таблица 4).
Таблица 4
Сводная социометрическая таблица
№
Сколько человек его выбрали
Сколько человек его отвергли
Сколько человек он выбрал
Сколько человек он отверг
Соц. статус
[(2)-(3)]/13
Эмоц.
экспан-сивность
[(4)-(5)]/13
Наименование социального статуса, подгруппы
1
2
3
4
5
6
7
8
N
Ri+
Ri-
Rj+
Rj-
С
Е
1
3
3
4
0
0
0,3
«принятый»
2
1
0
2
1
0,07
0,07
«принятый»
3
3
1
2
0
0,15
0,15
«лидер»
4
2
0
0
1
0,15
-0,07
«белая ворона»
5
3
1
0
1
0,15
-0,07
«белая ворона»
6
2
1
1
2
0,07
-0,07
«белая ворона»
7
2
0
3
0
0,15
0,23
«лидер»
8
1
0
2
1
0,07
0,07
«принятый»
9
1
0
1
1
0,07
0
«принятый»
10
3
0
5
0
0,23
0,38
«лидер»
11
1
2
1
1
-0,07
0
«отверженный»
12
1
1
0
1
0
-0,07
«отверженный»
13
1
2
0
2
-0,07
-0,15
«отверженный»
14
0
0
3
0
0
0,23
«изолированный
Данная таблица была построена на основе социометрического исследования в Управлении по работе с персоналом АФК «Система» (этому посвящен параграф 3.1.). Результаты исследования говорят о довольно напряженном социально-психологическом климате в коллективе, по следующим причинам:
- из 14 человек лишь половина поддерживают друг с другом какие-либо отношения, и составляют формальную группу, с явно выраженными лидерами;
- 3 человека являются «белыми воронами», то есть коллектив их принимает, а они совершенно не проявляют интереса к группе;
- 4 человека имеют отрицательный социальный статус и составляют подгруппу «отверженных», то есть коллектив их не принимает.
Следовательно, группу нельзя назвать сплоченной, а корпоративный климат «здоровым». Используя данную информацию, руководитель должен принять соответствующие меры по изменению социально-психологической атмосферы в коллективе, а также результаты исследования необходимы при принятии решений, касающихся набора новых сотрудников, поощрения, увольнения, «контроля» над неформальными группами [18].
Если в корпорации необходимо провести «культурные изменения», то для начала необходимо изучит и измерить КК. В данном параграфе рассмотрен, конечно, не полный перечень методов изучения и измерения корпоративной культуры, но я акцентировала свое внимание на основных, которые и были использованы при анализе сложившейся корпоративной культуры акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.