Имея такие примеры «полярных культур»,
конкретный руководитель получает возможность «примерять» их к собственной
деятельности для повышения культуры на основе самовоспитания или приобретения
необходимых «нормативных» навыков и умений.
Другая разновидность сравнительного
метода – сопоставление по определенным показателям (индикаторам) КК «у них – и
у нас». Речь идет о сравнении своей корпорации и других корпораций,
предприятий, сети предприятий, находящихся на территории нашей страны
(сравнение «со своими») и /или другой страны (сравнение «с чужими»). И в том,
и в другом случае считается полезно взглянуть на себя через других и увидеть
недостатки в собственной культуре. Для более детального и профессионального
сравнения целесообразно использовать специальные таблицы, состоящие из трех
колонок: в первой определяются показатели (индикаторы) сравнения; во второй
записывается то, что по данному показателю, присуще своей корпорации, а в
третьей указывается то, что по данному показателю, свойственно, на наш взгляд,
другой корпорации.
Метод отслеживания измененийпо схеме «было – стало - должно быть». Данный способ соединяет
в себе аналитические и рационализаторские возможности. Например, уровень
информационной технологии в каком-то подразделении какой-либо корпорации три
года назад отличался преобладанием ручных операций, высокой трудоемкостью и
безобразным хранением документов («БЫЛО»). В результате предпринятых усилий
удалось механизировать и автоматизировать определенную часть операций,
упорядочить хранение документов («СТАЛО»). Намечено в ближайшие два года
повысить достигнутый уровень до таких-то пределов («ДОЛЖНО БЫТЬ»). Для
использования этого метода характерно определение «стартовых показателей»
(индикаторов) и отслеживание по ним необходимых изменений. Но уровень КК не
обязательно «идет» только вверх. Под влиянием определенных факторов он может и
снижаться, то есть «было – стало хуже – стало еще хуже, чем было». И данный
метод позволяет зафиксировать эту тенденцию.
Существуют также, так называемые,
«независимые» методы, так как их использование как бы не зависит от
руководителей, консультантов по управлению, аналитиков: метод случайной оценки
и конструктивно-критический метод. Для метода случайной оценки
характерны «свободные», «отрывочные», «импульсивные» и тому подобные
высказывания персонала, посетителей, работников других организаций. Можно ли
полагаться на такую информацию? Да, поскольку «вылетевшие воробьи» выражают
восприятие конкретным человеком каких-то не устраивающих лично его. Мешающих
лично ему, фактов, фрагментов, ситуаций, процедур и отражают его личное
отношение к ним. Упорядочивание такой «случайной» информации и сопоставление с
информацией, полученной с помощью других методов, позволяет использовать ее при
анализе и принятии соответствующих мер.