Рефераты. Анализ результативности системного менеджмента предприятия
Размеры рентабельности
коммерческого предприятия находятся в тесной зависимости от доли рентабельности
в цене единицы продукции и скорости обращения товаров.
Увеличению
рентабельности коммерческого предприятия способствует рост продажи товаров,
обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными
клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации.
В свою очередь
такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации
торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений.
В частности,
новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий,
выкладкой товаров, хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и
специализацией коммерческого предприятия, дополнительными торговыми услугами,
более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения
(отсутствие очередей, широкий выбор товаров и т. п.), предложением покупателям
товаров с учетом их покупательских привычек.
На решение об
увеличении покупок постоянными клиентами влияют: демонстрация продукции,
уровень реализации идей (связанных с удобствами для покупателя, полнотой
ассортимента и т. п.), наличие в продаже товаров, пользующихся спросом
населения, сопутствующих изделий, реклама принудительного ассортимента, уровень
цен.
Увеличение
объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости торговых
услуг возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации
продукции, ускорении оборачиваемости товарных запасов, повышении управляемости
запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров, широком внедрении
самообслуживания, повышении эффективности использования торговых площадей.
Деятельность
коммерческого предприятия должна быть направлена на рост прибылей как для себя,
так и для поставщиков товаров. Если у одного или другого предприятия имеются
два-три предложения на продажу или покупку товаров по одинаковой .цене, как
правило, выбирается предложение того предприятия, с которым установлены тесные
контакты хозяйственного сотрудничества, которое в прошлом не однажды оказывало
помощь в решении возникающих проблем в процессе производства, поставки и
реализации продукции.
Современная
экономическая теория и практика риск рассматривает как один из факторов
формирования рентабельности. При этом некоторая часть рентабельности
представляет собой вознаграждение за готовность идти на риск и за эффективное
управление риском (значимость последнего в странах с развитой рыночной
экономикой в последние годы возросла).
Первая часть
понимания взаимодействия рентабельности и риска относится к периодам
становления новых экономических отношений, новых открытий, создания новых
предприятий (фирм). занятия новыми видами деятельности, совершенствования
товарной политики, улучшения ассортиментной структуры товарооборота.
На этапе
ускоренного развития экономики такое понятие риска несколько утрачивает свою
актуальность и возрастает роль эффективного управления риском.[8]
С начала 20-х гг.
нынешнего столетия понятие "рентабельности" ассоциируется с понятием
"риск" и "неопределенность". Эта взаимосвязь была
зафиксирована американским ученым Ф. Найтом, опубликовавшим в 1921г. в
Нью-Йорке свою работу "Риск, неопределенность и рентабельность". В
соответствии с концепцией Ф. Найта именно неопределенность является источником
рентабельности или убытка. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы оценить
эту неопределенность и, используя инициативу, попытаться снизить ее и
одновременно расширить область управляемого риска и тем самым добиться
повышения шансов на получение высокой рентабельности.
Каждому виду
хозяйственной деятельности присущи свои риски, обусловленные назначением,
целевыми установками, функциональными зависимостями и особенностями
осуществления отдельных операций данного вида деятельности.
Сущность коммерческого риска определяется спецификой коммерческой
деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность,
учитывающая требования рынка и связанная с поиском, выбором, продвижением
товаров от производителей к потребителям и их реализацией.
Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности
к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования,
который позволит получить более высокие результаты. Эффект в данном случае
можно рассчитать по следующим формулам:
Эп=П/И,
(2.33)
где П – рентабельность, И –
инвестиции:
ЭВк = П/Кв
, (2.34)
где ЭВк –
эффективность вложения капитала; Кв – вложенный капитал;
Эз =
П/З, (2.35)
где Эз – эффективность
затрат; З – затраты.
Расчет эффекта по
этой методике представляет собой шаг в выборе оптимального варианта направления
деятельности. Следующим является построение аналитических таблиц, позволяющих
сравнить различные варианты реализации стратегии с учетом риска.
Оптимальным будет
тот вариант, который принесет предприятию более высокую рентабельность,
соответствующую разработанным прогнозным целевым ориентирам, с учетом
вероятности получения прогнозируемой рентабельности, скорректированной на риск.
Пример. В первом
варианте прогнозируемая рентабельность 500 ден. ед., вероятность ее получения –
0,5, тогда рентабельность, скорректированная на риск, составит 250 ден. ед.
Во втором
соответственно прогнозируемая рентабельность будет равна 400 ден. ед.,
вероятность ее получения – 0,8, а рентабельность, скорректированная на риск, –
320 ден. ед.
Таким образом,
несмотря на то, что в первом варианте прогнозируемая рентабельность более
высокая, оптимальным является второй вариант, где вероятность получения
прогнозируемой рентабельности выше.
Вероятность получения рентабельности от осуществления рискового проекта
зависит от положения самого предприятия, осуществляющего рисковую деятельность,
и его готовности идти на риск, от положения предприятий-конкурентов, от
активности и эффективности деятельности партнеров и контрагентов на рынке.
Готовность
предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей:
ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, рентабельностью,
коммерческой активностью.
Основной путь
преодоления неопределенности в рамках выбранного варианта стратегии –
диверсификация риска в направлениях диверсификации деятельности; распределение
риска между промышленными предприятиями-участниками товародвижения; закупка
необходимого товара у нескольких поставщиков, передача риска страховой компании.
2.4.
Анализ финансового состояния. Общая оценка
финансового состояния
Для общей оценки состояния предприятия ООО "ЮМА" построим
сравнительный аналитический баланс в агрегированном виде и поместим его в
таблицу 18.
Таблица 18
Баланс предприятия в агрегированном виде (руб.)
АКТИВ
Условное обозначение
На начало года
На
конец года
ПАССИВ
Условное обозначение
На
начало года
На
конец года
1. Внеоборотный капитал
F.
146545
298875
1. Собственный капитал
Kс
818210
1010481
2. Запасы
Z
525120
811232
2. Долгосрочные пассивы
Kт
0
0
3. Денежные средства
расчеты и прочие активы
Ra
549545
313106
3. Краткосрочные заемные средства
Kt
280879
241946
в том числе: расчеты и
прочие активы
га
170970
241946
4. Кредиторская задолженность
Kр
122121
170786
денежные средства и краткосрочные финансовые
вложения
d
378575
71160