Рефераты. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов в возрасте 15-17 лет

Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов для улучшения их физической подготовленности, функционального состояния, снижения травматизма и роста спортивного мастерства.

Теоретическая значимость работы заключается в научном обосновании технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 1517 лет, а также программы развития у них скоростно-силовых качеств.

Практическая значимость, работы заключается в разработке методических рекомендаций для тренеров по использованию специальных средств, направленных" на развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов, как с мячом, так и без него.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.                  Скоростно-силовая подготовка юных футболистов основывается на оптимальном соотношении специальных упражнений с мячом и без него.

2.                  Технология скоростно-силовой подготовки юных футболистов включает комплекс мероприятий по оценке уровня: методической подготовленности каждого игрока футбольной команды; разработке плана- и программы скоростно-силовой подготовки, соответствующей целям и задачам тренировки; определению наиболее эффективных методик развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов; анализу и контролю за эффективностью скоростно-силовой подготовки; выработке индивидуальных рекомендаций юным футболистам на самосовершенствование.

4.                  По мере роста спортивного мастерства юных футболистов количество упражнений с мячом, на быстроту выполнения технических элементов в процессе скоростно-силовой подготовки должно возрастать

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ


1.1 Объективные предпосылки совершенствования, системы скоростно-силовой подготовки юных футболистов


Проблема совершенствования системы управления учебно-тренировочным процессом юных футболистов в возрасте 15-17 лет, является одной из наиболее сложных. Это связано с тем, что процесс спортивной тренировки юных футболистов условно разделяют на отдельные виды подготовки: физическую, техническую, моральную, волевую, тактическую, теоретическую и интегральную (В.М. Бобров, 1971; С. Стоянов, 1978; С.Ю. Тюленьков, 1996; С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, A.B. Прохоров, 1997 и др.).

Физической и технической подготовке в тренировочном процессе уделяется основное внимание, так как эти два вида тренировки находятся в неразрывном единстве. «...Тесное взаимодействие этих двух сторон двигательной деятельности обусловлено биомеханическими, анатомическими и, особенно, физиологическими закономерностями, общностью рефлекторного механизма, лежащего в основе развития как двигательных навыков с мячом, так и физических качеств юных футболистов» (О.И. Блохин, Д.Б. Аркадьев, 1984).

С ростом спортивного мастерства тренировочный процесс у юных футболистов приобретает все более специализированный характер. В структуре круглогодичной тренировки юных футболистов это выражено в увеличении объемов соревновательных нагрузок при уменьшении доли вспомогательных тренировочных средств, при этом, важное значение имеет поиск и рациональный подбор упражнений с мячом и без него (В.М. Биткин, 1999).

Специфика футбола позволяет отнести большинство применяемых упражнений к специальной подготовке (Г.Д. Качалин, 1986). Практически любое упражнение в футболе рассматривается, по меньшей мере, как специально- подготовительное для развития двигательного навыка с мячом.

В связи с этим, необходимо уточнить понятия общих и специальных подготовительных средств. К специально-подготовительным относятся упражнения, имеющие сходство с двигательными навыками, которые футболист использует в игре, и, прежде всего, по основным кинематическим параметрам (В.М. Биткин, 1999; И.А. Кошбахтиев, 1975).

Поэтому, под «специальной подготовкой» юных футболистов, мы понимаем процесс направленного использования совокупности тренировочных средств с целью специализации двигательного потенциала игроков конкретного амплуа и повышения уровня его реализации в игровых действиях.

Футбол, представляет собой самостоятельный вид спорта, состоящий! преимущественно из сложно координационных игровых действий (Ю.Н. Клещев, 1980). Целью спортивного совершенствования в футболе, является достижение максимально возможного спортивного роста игрока. Мастерство футболиста в этом случае определяется применением высокосовершенной современной техники в игре с устойчивой динамической структурой, рациональным управлением внешними и внутренними силами, повышением уровня ранее достигнутых параметров физических качеств, необходимых для эффективной реализации технических приёмов, использованием индивидуализации исполнения технических приёмов игре (В.М. Биткин, 1999; Г.Д. Качалин, 1986; И.А. Колесов, 1991; А.П. Кочетков, 1988).

По сравнению с видами спорта, в которых существует относительное многообразие форм достижения полезного результата, в футболе существует более тесная взаимосвязь между определенным набором физических качеств и техникой выполняемого игрового действия с мячом (И.А. Колесов, 1991).

В связи с этим, в футболе должна быть увеличена доля тренировочных упражнений, способствующих более полной реализации технических возможностей игроков (Б.А. Аркадьев, 1990; А.П. Кочетков, 2000; Н.П. Симонян, 1998 и др.).

В футболе техническая подготовка юных игроков строится на основе учета общетеоретических закономерностей формирования двигательного навыка. Поэтому для совершенствования технической подготовки в футболе необходимо детально представлять основные черты формирования рациональных движений с мячом у юных спортсменов (И. А. Колесов, 1991; Н.П. Симонян, 1998).

Совершенствование технического мастерства игроков - есть процесс, движущими силами которого являются противоречия между его составляющими. В основу изучения этого процесса положен системно-структурный подход (П.К. Анохин, 1978; В.Г. Афанасьев, 1981 и др.), в соответствии с которым структура движения, изучаемая биомеханикой, является лишь следствием и внешним выражением центрально-нервных процессов, организующих и использующих механические свойства, физические возможности двигательного аппарата игрока (H.A. Бернштейн, 1966; Ю.В. Верхошанский, 1985; Е.Б. Сологуб, 1978; A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001 и др.).

Обучение юных игроков в футболе начинается с освоения техники движения с мячом. Формирование двигательного навыка технического приёма с мячом происходит посредством установления временных связей в коре головного мозга по механизму условного рефлекса, имеющего вероятностную основу (Е.Б. Сологуб, 1978). В результате повторения одного и того же движения вырабатывается стереотип, в котором афферентный синтез становится постоянным, консервативным и внутренним процессом самого мозга, заводящимся каким-то весьма ограниченным сигналом из внешнего мира. Консерватизм афферентного синтеза не отрицает вариативности эфферентных сигналов к движению (П.К. Анохин, 1978). Для кинематических и динамических характеристик движений юных игроков характерно преобладание вариативности. Ещё больше разнообразия наблюдается в координационной структуре движений спортсмена на футбольном поле — в механизмах согласования мышечной активности. Однако, по мере образования динамического стереотипа в нервных центрах головного мозга, составляющие его связи приобретают повышенную устойчивость, то есть меньше поддаются влиянию сбивающих факторов (Н.А. Бернштейн, 1966; Е.Б. Сологуб, 1978).

Вариативность отдельных элементов структуры движения в футболе далеко не равнозначна. Большинство авторов сходятся на мнении, что в процессе совершенствования структуры двигательного действия юного футболиста, наибольшее сужение диапазона вариативности наблюдается в ведущих частях движения (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988, 2000; Б.И. Новиков, 1969; В.Б. Пагиев, 1977; С.Ю. Тюленьков, 1996). Среди целостных двигательных актов наиболее надежны движения, моделирование которых принципиально возможно при помощи простых механических систем (баллистические и локомоторные движения) (Н.А. Бернштейн, 1966).

В завершающей фазе становления двигательного навыка технического' обращения с мячом происходит стабилизация, осуществляющаяся в направлении расширения диапазона условий, в границах которого навыку гарантирована стабильность. В то же время В.М. Биткин (1999) и И.В. Горанский (1995) рассматривают повышение стабильности динамических и кинематических характеристик футболиста как следствие сужения числа менее существенных переменных. Это мнение находится в соответствии с кибернетическим подходом к синтезу надежных систем из ненадежных компонентов и согласуется с положением о примитивизации структуры движения при усилении возмущающих внешних и внутренних воздействий (Н.А. Бернштейн, 1966; Е.Б. Сологуб, 1978).

Много общих черт, отражающих некоторые внутренние закономерности развития систем движения, в футболе имеет другое направление, подчеркивающее важность соотношения произвольности и автоматизма в управлении движениями (В.М. Биткин, 1999; И.В. Горанский, 1988, 1995).

Применительно к спортивным играм это позволяет концентрировать внимание на основных, координационно более сложных элементах двигательного навыка, либо на достижении общей цели движения, опуская из сознания хорошо закрепленные и автоматизированные его части (А.М.Акимов, 1978; И.П. Андриади, 1983; И.М. Короткое, 1974; Ю.Н. Клещев, 1980; В.В. Ландышев, 1993). Что касается соотношения произвольного и автоматизированного в движении, то оно зависит от координационной сложности двигательного действия, степени овладения им, условий выполнения, а также от причин, требующих произвольного контроля и волевых усилий (М.Н. Александров, 1972).

В практике футбола за критерий технического мастерства принято выбирать «эталон», в качестве которого обычно выступает техника ведущих игроков сильнейших сборных команд в мире. В конечном итоге, техника каждого одарённого футболиста индивидуальна (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров: Б.Х. Калмыков, 2007). Различают типовую индивидуализацию, связанную с полом, возрастом, особенностями игрового амплуа, и индивидуализацию «персональную», в которой отражены частные, присущие конкретному спортсмену, антропометрические особенности, уровень развития физических качеств и тип высшей нервной деятельности (В.К. Иванов, 1973; Р.М. Загайнов,. 2000).

Персональной индивидуализации принадлежит существенная роль в повышении эффективности командных действий. Поэтому учёт индивидуальных особенностей игрока, уровня развития специальных двигательных качеств, психологических свойств личности приобретает особенно большое значение на этапе углубленного спортивного совершенствования (А.А. Деркач, А.А. Исаев, 1981,1982).

Процесс совершенствования спортивного мастерства юных футболистов внутренне противоречив. Одним из основных противоречий при этом является противоречие между необходимостью фиксации освоенного двигательного навыка обращения с мячом и дальнейшим его развитием. Фиксация навыка требует значительного объёма выполнения специальных упражнений, что способствует проторению условно-рефлекторных путей в коре головного мозга (Е.Б. Сологуб, 1978). Н.А. Бернштейн (1966) указывал, что. они должны

быть наиболее адекватными основному тренируемому действию. Однако, достигая все более целесообразной, с точки зрения биомеханики техники выполнения двигательного действия с мячом и без него футболист уменьшает степень их физиологического влияния. Это является отражением экономизации функций. В результате двигательный навык становится все более консервативным, что затрудняет его дальнейшее совершенствование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.