Рефераты. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов в возрасте 15-17 лет

Практическая реализация и проверка эффективности применения разработанной технологии управления развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов составили вторую часть педагогического эксперимента. На основе экспертных оценок фиксировались данные, характеризующие успешность технических показателей и быстрота выполнения отдельных финтов, действий с мячом.

В исследованиях многих авторов показано, что при работе в условиях максимального дыхания уменьшаются предельная мощность и длительность работы, которую может выполнить футболист.

Во время игры и после неё отмечаются существенные изменения в центральной нервной системе, которые выражаются в снижении реакции на внешние раздражители. Измерения, сделанные в перерыве между таймами и после игр свидетельствуют, что скрытое время простой и сложной зрительной реакции под воздействием работы увеличилось в ЭГ на 32,1%, в КГ - на 48,2% и в ЭГ - на 21,2%, а в КГ - на 28,7%, соответственно (табл. 17).


Таблица 17 Динамика показателей психофизиологического состояния юных футболистов опытных групп в конце эксперимента (ЭГ и КГ по 14 чел.) (х±ш)

Показатели

Испытуемые

Исходные данные

Данные после игры

Р

Быстрота мыслительных операций (кол-во правильно. решенных задач)

КГ ЭГ

43,2±2,3 45,5±2,9

38,1±1,5 43,0±2,2

0,05

Переключение и распределение внимания (с)

КГ ЭГ

279,4±18,4 282,6±18,8

308,1±12,0 266,9±14,3

0,05 0,05

Пространственные отношения- и сообразительность (кол-во правильных ответов в минуту)

КГ ЭГ

4,4±0,2 4,4±0,2

4,2±0,1 4,4±0,2

-

Скорость сложной реакции на свет (с)

КГ ЭГ

0,72±0,51 0,81±0,14

0,93±0,48 0,84±0,71

0,05

Скорость простой реакции (с)

на звук

кг

ЭГ

0,238±0,05 0,251±0,06

0,296±0,05 0,260±0,04

0,05

на свет

кг

ЭГ

0,248±0,07 0,267±0,08

0,287±0,05 0,288±0,05

0,05


Нарастает утомление нервно-мыпечной системы, которое выражается в снижении скоростной выносливости на 22-39%.

В процессе игры выраженные сдвиги наблюдаются в показателях легочной вентиляции. Воздействие на организм игроков максимальной нагрузки вызывает у них уменьшение глубины и увеличение частоты дыхания, при этом в большинстве случаев увеличение дыхательного объема компенсирует учащение дыхания, а в результате легочная вентиляция не только не уменьшается, но становится больше (табл. 18).


Таблица 18 Динамика показателей функционального состояния юных футболистов опытных групп в конце эксперимента (ЭГ и КГ по 14 чел.) (х±ш)

Показатели

Испытуемые

Исходные

Данные

Р


данные

после игры

Артериальное давление

ЭГ

116,9±1,8

108,2±1,0

-

систолическое (мм рт.ст.)

КГ

117,1±1,5

108,2±1,4

-

Артериальное давление

ЭГ

70,4±1,7

64,0±0,9

-

диастолическое (мм рт.ст.)

КГ

69,5±1,6

69,1±1,4

-

Проба Штанге (с)

ЭГ

71,4±2,4

65,1±1,1

-


КГ

70,0±2,3

54,3±2,0

0,05

Проба Генчи (с)

ЭГ

37,8±1,8

29,8±1,3

0,05


кг

37,3±1,8

20,0±1,7

0,05

МПК (мл кг/мин)

ЭГ

44,1±1,0

44,0±0,6

-


кг

44,2±1,4

44,8±1,3

-

ЧСС (уд./мин)

ЭГ

71,6±1,8

74,4±0,8

-


кг

66,6±1,8

88,5±1,8

0,05

Индекс степ-теста (ед.)

ЭГ

93,6±3,5

92,4±1,9

-


кг

99,0±2,5

102,2±1,8

-

Коэффициент выносливости

ЭГ

17,7±0,5

18,2±0,3

-

(КВ) (ед.)

кг

17,1±0,5

18,2±0,3

-


Как показали проведённые исследования, приспособительные реакции в дыхательной системе осуществляются двумя путями. Прежде всего, происходит изменение паттерна дыхания, которое направлено на замедление воздушных потоков, что способствует уменьшению энергетических затрат на вентиляцию легких.

Кроме того, усиление раздражения рецепторов слизистой оболочки трахеи вызывает увеличение электрической активности мышц. Эти сдвиги в организме приводят к усилению стимуляции дыхательного центра, к резкому возрастанию работы дыхательной мускулатуры для обеспечения необходимого уровня вентиляции альвеол и сохранения газового и кислотно-основного равновесия организма.

При мышечной деятельности в условиях проведения официальных игр, также происходят адаптивные изменения паттерна дыхания: снижается частота дыхания и пиковая скорость воздушных потоков, относительно увеличивается длительность вдоха и дыхательный объем, значительно возрастает инспираторная активность. Вместе с тем легочная вентиляция оказывается ниже, чем при той же нагрузке на тренировке. Она не обеспечивает запрос, связанный с повышенным уровнем газообмена, что ведет к уменьшению потребления кислорода во время выполнения работы, возрастанию кислородного долга и повышению доли анаэробного гликолиза в энергообеспечении работающих мышц. Эти изменения происходят в условиях резкого повышения работы дыхания в 4-5 раз.

Как правило, в условиях интенсивной игровой деятельности возникают жалобы на дыхательный дискомфорт. Как считают большинство исследователей, эти ощущения связаны главным образом с восприятием непомерно возросшего усилия, которое приходится развивать дыхательной мускулатуре юных футболистов во время игры.

Исследования показали, что если игрок выполняет работу нарастающей мощности, то, наряду с повышением активности инспираторных мышц, появляется и постепенно усиливается фазная активность экспираторных и переход испытуемых на частое и поверхностное дыхание. Утомленные мышцы не в состоянии поддерживать требуемую амплитуду сокращений, вследствие чего уменьшается дыхательный объем. Возникает компенсаторное учащение дыхания, но такая реакция уже не может обеспечить достаточно адекватную альвеолярную вентиляцию. Результатом этого может быть снижение скоростной выносливости у игроков.

Таким образом, более выраженные положительные сдвиги в параметрах, характеризующих функциональное состояние, физическую подготовленность, психофизиологическое состояние юных футболистов ЭГ, свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств, что и подтвердило выдвинутую гипотезу.

 

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современный футбол многообразен, и нам, наверняка, не удалось детально остановиться на всех проблемах затронутой темы.

Из всего этого и была сформулирована основная мысль - футбол развивается благодаря мастерству игрока. Появление выдающегося футболиста создает условия для развития способностей других игроков. Так складывается команда, к которой приходят успехи. Тренерская мысль обретает чёткость в тактических действиях такой команды, находит пути усиления игры, ищет способы совершенствования учебно-тренировочного процесса, постоянно нацелена на поиск методов повышения спортивного мастерства футболистов, определяет средства улучшения технической оснащенности игроков.

Формула «игрок — команда — тренер» — является основой развития отечественного футбола. Выдающаяся личность, как всякий «штучный товар», требует к себе внимания, индивидуальной работы, учёта неординарных особенностей в деятельности тренера. Содружество и сотрудничество тренера и спортсмена приводят к успеху. Неудачи и поражения переживаются вместе, хотя и неодинаково. Спортивная жизнь непродолжительная, зависит от многих факторов, влияющих на карьеру футболиста. В коллективе команды игрок находит необходимые условия для развития своих способностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.