Проблема обучения юных футболистов заключается в том, что основа футбольного образования должна закладываться фундаментально, прочно. Все стороны обучения технике упражнений, тактическим действиям, специальной физической подготовке, психологической и моральной подготовке должны доводиться до конца. Юные футболисты рано начинают принимать участие в соревнованиях. Занятое место - результат работы тренера, и от этого зависит его заработная плата. При победах и высоких местах недостатки нивелируются, подчас скрываются за достигнутым результатом, исправление откладывается «на потом». При поражениях команды, когда явно видны недостатки, корректировать их бывает некогда из-за нехватки времени или нежелания. Нередко тренеры таких юных футболистов не ставят в основной состав, и они вынуждены долгое время ждать на скамейке запасных. Юный футболист либо сам уходит, либо его отчисляет тренер. Обучение требует длительного времени и кропотливого труда тренера. Поурочные программы, определяющие содержание учебно-тренировочного процесса на весь многолетний период подготовки от начального обучения до высокого спортивного мастерства, должны быть обязательными документами для выполнения тренерами (М.Т. Бащаков, 1980). Такая регламентация, позволит улучшить процесс обучения, уменьшить брак в работе, но не исключает творчества и инициативы тренеров. При такой постановке обучения повысится эффективность тренировочного процесса, улучшится качество подготовки резервов (В.П. Каргаполов, В.Ф. Лигута, E.H. Приходько, 1996).
Дифференциация и индивидуализация в подготовке юных футболистов. Работа тренеров с группой требует дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и тренировке юных футболистов (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007). Дифференциация - это не только работа по определению амплуа игроков, но еще и учёт различий у юных футболистов по темпераменту, физической подготовленности, протеканию психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), природных задатков и т.д. Индивидуализация - это выделение из группы талантливых игроков, с кем требуется конкретная работа по воспитанию «штучного товара» (Н.Г. Озолин, 2004). Деятельность тренера с таким игроком связана не только с учетом особенностей талантливого парня, но и с воспитанием у него трудолюбия; настойчивости, дисциплинированности, ответственности, самоотверженности и других, необходимых морально-волевых качеств (А.И. Михеев, 1997; С. Стоянов, 1978). Таких юных футболистов в группе и школе немного, и они требуют повышенного внимания всех, кто прямо или косвенно причастен к его подготовке. Это будущее нашего футбола и его следует сохранить, сберечь в интересах клубной и сборной команд. В идеальном плане при квалифицированной команде из подающего надежды игрока может вырасти суперфутболист (С.Ю. Тюленьков, В.T. Губа, A.B. Прохоров, 1997).
Отечественный психолог P.M. Загайнов, более 30 лет работавший с выдающимися представителями различных видов спорта, считает, что «представители элитной категории чемпионов располагаются как бы над основной группой спортсменов и, личностное описание, если пользоваться общепризнанными понятиями (мужество, смелость, умение настроиться и т.п.), крайне недостаточно. Особенности их поведения, реакции; саморегуляции (особенно в кризисных ситуациях) настолько своеобразны и индивидуальны, что стало очевидной необходимость научного поиска специфичных и нестандартных личностных характеристик».
Он считает, что у спортсменов-чемпионов необходимо найти «общее, объединяющее личности в одну категорию и лежащее в самой основе их исключительности». Опыт работы со спортсменами экстракласса, добившимися исключительных результатов, позволил ему проанализировать многие составляющие этих личностей и сделать следующий вывод: «Условия, в которых протекает борьба за победу в современном спорте, ставшем повсеместно профессиональным, настолько многогранны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способна только всесторонне подготовленная личность (личность без слабых сторон), функционирующая как уникальный сплав (набор) личностных характеристик (качеств), которые можно определить как типичные (стандартные) для спортсмена-чемпиона». Таких составляющих оказалось семь: 1) Концентрация. Автор приводит ответ Пеле на вопрос: «Почему все в «Сантосе» тренируются по 5-6 часов в день,, а вы - полтора?» - «Потому что я и остальные 22,5 часа думаю, о футболе». 2У Установка - мотивация, понимается как качество личности, характеризующее ее нацеленность на обязательное достижение успеха в деятельности и, жизни. 3) Профессионализм как умение спортсмена на протяжении многих лет вести профессиональный: образ жизни (имидж, поведение, режим, питание и: пр.). 4) Закрытость («замаскированность»). Требует от спортсмена необходимости выработки специфического внешнего образа, обеспечивающего чувство дистанции, недоступность, своего рода отдаленность от основной' массы людей как защиту от необязательного, и всегда нагрузочного общения, от вторжений со стороны, малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований. 5) Ритуализм, характеризующий личность спортсмена, владеющего сформированной и многократно апробированной в процессе личного «боевого» опыта системы психологического настроя, обеспечивающего, в частности, оптимальное предстартовое состояние, 6) Сопротивляемость человека враждебному миру, в окружении которого он живет: это и природные инстинкты, и собственные комплексы, и психологические воздействия потусторонних сил; это прочностное личностное образование, защищающее личность от разрушения. 7) Стабильность - никогда не опускаться ниже определенного уровня соревновательной деятельности в проявлении тех же бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. У таких спортсменов жесточайший самоконтроль (P.M. Загайнов, 2000).
Приведённые качества спортсмена-чемпиона дают ориентиры для тренеров, работающих с талантливыми футболистами.
Продолжение спортивной карьеры после окончания футбольной школы. Это важнейшая проблема современного отечественного футбола. Куда распределяются игроки после окончания футбольной школы? Сколько футболистов приглашается в команду мастеров для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства? Где теряются молодые игроки в переходный период от детского во взрослый спорт?
В состав команд мастеров юные футболисты попадают очень редко. В дублирующие составы попадает также незначительная их часть. Большинство выпускников футбольных школ становится игроками команд второго дивизиона, и только от них самих зависит их дальнейший прогресс, а для этого надо трудиться на тренировках и показывать лучшие свои качества во время игр и ждать своего часа.
Рассматривая проблемы детско-юношеского футбола, надо, прежде всего, обратить внимание на необходимость возрождения системы массовой подготовки юных футболистов: 1) дворовый футбол и проведение соревнований «кожаный мяч», 2) создание в общеобразовательных школах спецклассов по футболу, 3) создание отделений при детско-юношеских спортивных школах, 4) создание специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 5) создание групп подготовки при командах мастеров высшей и первой лиги, 6) создание отделений футбола в училищах олимпийского резерва, 7) создание футбольной школы молодежи, 8) создание при каждой футбольной команде мастеров (региона) высшей и первой лиг детско-юношеских спортивных школ, 9) направление выпускников школ олимпийского резерва в команды второй лиги (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007).
Передачи игроков футбольных школ (в том числе и приглашения в дублирующие составы, непосредственно в команды мастеров) должны быть упорядочены. Предлагаемая система позволит избежать потерь талантливых игроков.
Не менее важным является возвращение в детско-юношеский футбол тех тренеров высокой квалификации, которые плодотворно растили резервы, но были вынуждены уйти из сферы спорта из-за низкой зарплаты.
Времени для обучения всем аспектам футбола вполне достаточно для качественной подготовки юных футболистов.
Качественная всесторонняя подготовка юных футболистов позволит тренерам команд мастеров шлифовать, совершенствовать мастерство игроков, а не тратить время на устранение ошибок детских тренеров в обучении футболу.
Таким образом, представленный анализ существующих проблем в детско-юношеском футболе, позволяет наметить конкретные пути улучшения управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов. Улучшение системы управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов возможно лишь при определении педагогических условий, необходимых для решения задач по повышению качества учебно-тренировочного процесса.
Ведущим методом изучения педагогических условий, необходимых для улучшения управления развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов, явился опрос тренеров по футболу. Всего в исследовании участвовало 11 человек. Респондентам предлагалось проранжировать выделенные нами условия по степени значимости для успешного управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов.
В таблице 7 представлены результаты ранжирования основных условий, необходимых для эффективного управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов.
На первое ранговое место специалисты заслуженно поставили отбор талантливых детей в футбольные школы. На наш взгляд, выполнение этого условия в наибольшей степени способствует появлению талантливых футболистов во «взрослом» футболе.
Не менее важным условием является учет индивидуальных возможностей тренера по использованию наиболее эффективных средств и методов развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов. Практика свидетельствует, что сложившаяся система подбора и расстановки тренеров в целом соответствует предъявляемым к ней требованиям и позволяет эффективно осуществлять тренировочный процесс.
Таблица 7 Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов (п=11)
Значимость (ранговое место)
Основные условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой
Сумма» рангов
1
Тщательный отбор детей и сохранение их на протяжении всего срока обучению футболу
14
2
Наличие качественной материально-технической базы для юных футболистов*
25
3
Дифференциация и индивидуализация в процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов
37
4
Проведение мероприятий для роста методического мастерства тренеров по проведению скоростно-силовой подготовки с юными футболистами
48
5
Рациональное использование времени, выделяемого на скоростно-силовую подготовку
57
6
Оптимальное соотношение средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов
69
7
Подбор наиболее эффективных средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов
81
8
Поддержание здорового морально- психологического климата в футбольной команде
93
9
Методическое обеспечение скоростно-силовой подготовки
105
10
Наличие тренажёров, гирь, штанги и других средств для развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов
117
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22