Рефераты. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов в возрасте 15-17 лет

В связи с этим руководству ДЮСШ, следует обращать внимание при подборе тренеров именно на вопросы изучения их индивидуальных способностей, не упуская при этом анализ и других личностных черт. В предмет разговора с желающими устроиться на работу необходимо включить вопросы, дающие возможность определить не только количественные параметры их деятельности (Какой стаж у данного тренера? Сколько ему лет? и др.), но и качественные характеристики личности: что он сумел сделать в профессиональном плане за то время, пока работал тренером? Сколько подготовил футболистов для команд мастеров? Каковы его творческие планы на будущее? Как он их собирается реализовывать? Как он представляет себе учебно-тренировочный процесс и какие цели ставит перед собой в профессиональной деятельности по подготовке игроков высокого уровня?, и др. Такое знакомство позволяет не только более точно диагностировать потенциал тех, кто будет тренировать, но и в определенной степени стимулирует их профессиональную деятельность.

На эффективное управление развитием скоростно-силовых качеств' существенное: влияние оказывает и рациональное использование времени для тренировки. Однако проведенные беседы с тренерами показывают, что они не. всегда имеют возможность качественно подготовиться к отдельным тренировочным занятиям, продумать способы реализации своих планов. Причины того, как правило, кроются в превышении норм профессиональной нагрузки.

В связи с этим особое внимание следует уделить поиску путей рационального использования бюджета времени на скоростно-силовую подготовку юных футболистов. Значительный резерв времени сосредоточен в тех мероприятиях, которые проводятся, говоря казенным языком, «для1 галочки». Ещё один резерв заключен в рациональном планировании учебно-тренировочного процесса юных футболистов. И, наконец, дополнительный источник экономии рабочего времени находится в оптимизации индивидуального планирования работы тренеров по футболу.

Создание оптимальных условий для эффективного управления предполагает всестороннее методическое обеспечение тренировочного процесса. Наблюдения за творчески работающими тренерами и беседы с ними показывают, что большинство из них имеет персональный банк учебных и методических пособий, делает выписки из литературных источников по интересующим их вопросам подготовки футболистов, формирует папки по различным вопросам, которые представляют для них профессиональный интерес.

Важным условием, способствующим эффективному управлению развитием скоростно-силовых качеств у футболистов, является создание здорового морально-психологического климата в футбольной команде, общего творческого настроя. Изучение зависимостей между творческой активностью тренеров и динамикой социально-психологических явлений, развивающихся в футбольной команде показало, что на качество скоростно-силовой подготовки спортсменов значительное влияние оказывают коллективное мнение, межличностные отношения среди футболистов, стиль руководства и другие явления. В связи с этим для формирования позитивного коллективного мнения по вопросам эффективного управления развитием скоростно-силовых качеств, следует широко использовать заслушивания отчетов тренеров, в ходе которых руководству ДЮСШ, необходимо, однозначно, поддерживать такие суждения, которые способствуют установлению положительного психологического климата в футбольной команде.

Существенное внимание следует также уделять закреплению внутри коллективных традиций в футбольной команде, способствующих созданию и поддержанию творческого микроклимата.

Созданию творческой атмосферы способствует также развитие отношений сотрудничества, взаимопомощи между тренерами, обмена всем лучшим, что наработано у каждого. При этом в ходе обсуждения деятельности тренеров серьезное внимание обращается на то, чтобы не подвергать критике творческие замыслы и идеи, если они обоснованы. Для организации успешной работы критические замечания могут быть высказаны лишь по механизму их реализации.

Большое значение для эффективного управления тренировочным процессом имеет создание необходимых стимулов материального и морального поощрения тренеров.

Выводы ученых говорят о том, что для успешного протекания тренировочного процесса необходимо соответствующее психофизиологическое состояние тренера, которое определяется единством внутренних и внешних условий его деятельности.

Для этого в исследовании был использован адекватный методико-экспериментальный аппарат. В разработке методического аппарата мы исходили согласно М.В.Прохоровой (1993) из того, что информация о личности может быть получена из трех принципиально различных источников:

1.    Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной профессиональной деятельности. Эти данные обычно получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение обследуемого в определенных ситуациях и в течение определенного периода времени.

2.     Исследование личности с помощью опросников и других методов самооценки. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации, данные опросники (шкалы самооценок) занимают центральное место в личностных исследованиях.

3.      Данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертным оценкам.

В этой связи основными научно-исследовательскими методами, примененными для решения задач настоящей работы, являлись методы самооценки и экспертного опроса.

В качестве основного метода самооценки был использован подход, разработанный М.В.Прохоровой (1993), который предусматривал самооценку профессиональной компетентности тренера по основным компонентам профессиональной деятельности.

В опросниках выделялись три группировки вопросов:

-     первая — по основным направлениям профессиональной деятельности: педагогическая работа, методическая работа, воспитательная работа, организаторская работа;

-       вторая — по психолого-педагогическим компонентам структуры деятельности тренера по футболу: гностический компонент, конструктивный компонент, организаторский компонент;

-     третья — по компонентам структуры управления учебно-тренировочной деятельностью: стратегический компонент, оперативный компонент, аналитический компонент.

Отдельные показатели рассматривались с точки зрения их принадлежности одновременно к двум или даже к трем направлениям' деятельности одновременно.

Комплексный анализ успешности профессиональной деятельности тренеров осуществлялся на основе методики оценки профессиональной компетенции, методики оценки творческого потенциала специалиста, методики оценки педагогической культуры, методики оценки умений анализировать и использовать в практической деятельности передовые тренерские технологии, методики оценки профессиональной педагогической направленности. Данные методики и технологии их использования довольно подробно описаны в докторской диссертации М.В.Прохоровой (1993). В нашей работе содержание перечисленных методик было подвергнуто определенной корректировке в соответствии с характером и спецификой деятельности тренера по футболу.

Результаты самооценки различных сторон профессиональной деятельности тренера дополнялись результатами экспертного опроса. В качестве респондентов выступали специалисты по футболу г. Москвы и Ростова-на-Дону.

Всего к исследованию было привлечено 37 респондентов. Для оценки профессиональной компетенции экспертов использовались рекомендации Э.П. Райхмана и Г.Г. Азгальдова (1974), которые считают, что профессионализация эксперта определяется комплексной оценкой, рассчитываемой по формуле:


Кэ = 0,14Ксам + 0,21Квз + ОДЗКту + 0,22Кос + 0,30Квр,


где: Ксам - самооценка компетентности;

Квз - взаимная оценка компетентности экспертной группы;

Кту - оценка заинтересованности эксперта и тщательность его работы;

Кос - оценка эксперта по отклонению его мнения от среднего мнения группы;

Квр - оценка по воспроизводимости результатов, т.е. оценок, данных экспертами.

Содержание экспертного опроса включало оценки по определению значимых компонентов профессиональной деятельности тренера, установлению связей между отдельными компонентами деятельности, выявлению значимости этих связей и веса отдельных компонентов, изучению факторной структуры действий; определению отдельных видов педагогической деятельности; сопоставление испытуемых с этими видами деятельности и выявление возможности их осуществления; разработка инструментария для оценки деятельности тренера.

Сравнительный анализ особенностей профессиональной деятельности по результатам самооценки тренеров по футболу позволяет вычленить общее и особенное, т.е. характерные черты этой деятельности.

Основные особенности профессиональной компетентности, определяемые спецификой деятельности, можно проследить по следующим пяти позициям (В.Н. Прохоров, 1982): ведущие виды профессиональной деятельности, отмеченные самими специалистами на основе ранжирования; социальные (престиж специальности, удовлетворенность профессиональной деятельностью и ведущая мотивация); основные трудности в работе, отмечаемые самими специалистами.

Так, 58% руководителей ставят основной своей задачей вовлечение в занятия футболом как можно больше детей и молодежи, организацию и проведение спортивных соревнований, координацию работы.

81% руководителей ДЮСШ по футболу в качестве главной в профессиональной деятельности выделяют организацию учебно-тренировочного и воспитательного процесса с тренерами и спортсменами, обеспечение материальными и техническими ресурсами, подготовку перспективных футболистов.

62% тренеров по футболу главное звено своей деятельности видят в популяризации и развитии этого вида спорта, осуществлении тренировочного и соревновательного процессов, а также воспитательной работы среди игроков.

Серьезное влияние на эффективность учебно-тренировочной деятельности оказывает социальный престиж специальности. Результаты исследований свидетельствуют, что все группы опрошенных достаточно высоко оценивают престиж выбранной профессии, однако, 55% при этом отмечают некоторую, неудовлетворенность своей работой в связи с трудностями социально- экономического характера.

Анализ профессиональной деятельности тренеров по футболу показал, что разработанная структура эффективности управленческой деятельности, включающая десять интегративных показателей (В.М.Прохорова, 1993), рассматриваемых с позиции стратегического, организаторского и коммуникативного аспектов, может быть общей для всех специалистов.

Таким образом, можно заключить, что выявленные педагогические условия, необходимо учитывать при обосновании и разработке технологии управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов. Решению этой задачи посвящается следующий параграф диссертации.

 

3.3 Обоснование педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов


Хрестоматийным в теории спортивной тренировки считается, что на её начальных этапах развитие какого-либо физического качества одновременно обеспечивает развитие и других качеств, причем> наибольший эффект генерализации характерен для развития силы и скоростной выносливости. Эти качества особенно необходимы футболистам для эффективной игровой деятельности.

Конкретная организационно-методическая направленность развития скоростно-силовых качеств базируется на акцентированном воздействии на скоростно-силовую подготовленность юных футболистов.

Целесообразным представляется проведение опроса тренеров по футболу о предпочитаемой направленности тренировочного процесса (таблица 8).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.