Рефераты. Рекреационные ресурсы Черноморского побережья России

Один из главных факторов устойчивого развития г. Сочи, на наш взгляд, связан с развитием экспорта туристических, медицинских, конгрессных и информационных услуг. Пока имеющиеся возможности используются недостаточно. Также недостаточно используется потенциал транспортно-географического положения города для экспорта транспортных и сопряженных услуг.

Транспорт города развитием неразрывно связан с курортными функциями. Это один из крупнейших по объему пассажирских перевозок транспортных узлов на юге России. В то же время потенциал транспортно-географического положения города используется далеко не полностью. На наш взгляд, город мог бы выполнять международные транзитно-транспортные функции прежде всего в пассажирском сообщении. Учитывая широкую сеть воздушных сообщений с городами России и других стран СНГ, Сочи мог бы выступать стыковочным узлом между ними и крупными центрами Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Турции, стран Персидского залива, Израиля, Египта и т.д. Завершение строительства аэровокзального комплекса в аэропорту Сочи создаст необходимые предпосылки для развития транзитных функций и связанных с ними видов деятельности - производство бортового питания, беспошлинная торговля и т.д.

Другой аспект использования транспортно-географического положения г. Сочи связан с развитием интермодальных грузовых перевозок в направлении Россия (Казахстан) - Восточная Турция - Сирия - Ливан - Израиль - Египет. Сооружение автодороги Майкоп - Сочи в обход курорта и автопаромных терминалов в Сочи и Трабзоне позволило бы наладить скоростное контейнерное сообщение на этих направлениях. Весьма важным для развития транзитных функций Сочи является также разблокирование транспортного коридора на Тбилиси и Ереван.

Для развития транспортных функций города большое значение имеет реконструкция Сочинского морского порта. Сейчас он работает не на полную мощность, обслуживая временных экскурсантов и значительно уменьшившийся поток “челноков”. Чтобы активизировать деятельность Сочинского порта, необходимо включение его в маршруты иностранных морских круизов. Это будет способствовать росту привлекательности Сочи для международного туризма.

В Сочи необходимо рассмотреть возможность создания одного крупного департамента, регулирующего экономическое развитие, внешнеэкономические связи и развитие курорта (рекреации и туризма). Это позволит улучшить возможности экономического развития и повысить координацию в этой области, если даже это потребует некоторой реорганизации отлаженной на сегодня структуры комитетов городской администрации.

Выигрыш может быть получен также от разработки планов и бюджетов более чем на один год вперед, даже если это в настоящее время не требуется законодательно.

Налоговые поступления в городе из года в год подвержены значительным колебаниям, и желательно было бы иметь большую стабильность, несколько большую управляемость доходами и, возможно, меньшую зависимость от федерального бюджета.

В Сочи имеется большое количество федеральных и краевых экономических активов, способных оказывать более сильное влияние на экономику города, чем потребительский спрос, как это происходит в экономике свободного рынка. Имело бы смысл внимательно изучить эти активы для выявления тех, которые недоиспользуются или недоинвестируются, так же как и тех, которые могли бы быть обоснованно выведены из государственной собственности, что улучшило бы финансирование государственных организаций и повысило бы качество общественных услуг.

 

1.2 Структура рекреационных ресурсов черноморского побережья России на примере курорта г. Сочи


В 1989 году туризм в Сочи был представлен в основном:

санаторным (курортным) лечением и отдыхом, преимущественно основанным на субсидиях; обычно 24-дневная путевка включала размещение, питание и набор медицинских услуг;

иностранным приморским туризмом с полным пансионом, включая питание, медицинские услуги предоставлялись дополнительно;

"организованным" внутренним туризмом, обычно представлявшим собой отдых у моря или в горах, с проживанием в коллективных местах размещения, и

”неорганизованным" внутренним туризмом.

Неорганизованные туристы обычно останавливались на частных квартирах, питались и приобретали различные услуги самостоятельности. Как правило, они подыскивали себе жилье сами, хотя в городе имелось специализированное агентство. До 2/3 таких посетителей пользовались услугами теневой экономики, и налоги с этой деятельности, очевидно, не платились. Поэтому оценить стоимость продукта, созданного в этой сфере, очень сложно.

Количество прибытий и ночевок снижалось весь этот период, в то время как общая выручка, измеренная в сопоставимых ценах, постоянно росла после резкого спада в начале экономических реформ.

Диаграммы, представленные ниже, характеризуют динамику различных аспектов денежных поступлений от туристов. Средняя выручка от ночевки играет главную роль в этом процессе. Рост выручки от одной туристической ночевки показывает, что туризм в Сочи смог приспособиться к изменению структуры личных доходов в России.

Туризм - это отрасль, сильно зависящая от изменения моды, а, следовательно, требующая экспериментирования, жесткой конкуренции между владельцами и внедрения инноваций для достижения успеха, даже с риском банкротства. Туристический продукт города Сочи медленно развивается из-за преобладания государственной собственности, как правило, негибкой в инновационном плане. Необходимо увеличение доли частной собственности и конкуренции.

Таблица 2. Распределение рекреационно-туристических предприятий по формам собственности (%).

Формы собственности

Гостиницы

Санатории и пансионаты

Прочие учреждения туризма

Все учреждения отдыха

Государственная федеральная

12,5

39,7

36,4

35,5

Государственная краевая



2,3

0,7

Муниципальная

12,5

3,8

4,5

5,1

Общественная


23,1

11,4

16,7

Частная

6,3

6,4


4,3

Смешанная российская

56,3

24,4

45,5

34,8

Иностранная


1,3


0,7

Смешанная с иностранным участием

12,5

1,3


2,2

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0


В таблице 3 показаны типы мест размещения. Из представленных данных следует, что в структуре предложения доминировали субсидируемые санатории, оздоровительные комплексы, курортные поликлиники и дешевые пансионаты с лечением. Многие из этих учреждений смогли выжить благодаря тому, что их клиентов субсидировали. А раз посетители этих учреждений нуждаются в субсидиях, они, по определению, не могут тратить много. Доля гостей, склонных к большим расходам, остается значительно меньшей.

Таблица 3. Количество и типы туристических и рекреационных предприятий г. Сочи.

Типы предприятий

2008

Кол-во туристов в 2007 г.

Единиц

Вместимость (мест)

Кол-во туристов

Круглогодичных

Макс. развертывания

Санатории

60

21 914

23 317

198 989

180 329

Пансионаты с лечением

15

4 589

4 949

35 044

31 861

Пансионаты

23

8 052

10 269

66 280

52 413

Гостиницы

18

11 135

11 135

132 197

130 088

Базы отдыха

30

99

3 494

10 862

13 227

Дома отдыха

6

556

1 262

7 937

6 784

Туристические базы

13

4 368

5 100

39 240

51 858

Туристические комплексы

1

1 000

1 000

3 811

5 452

Оздоровительные комплексы

8

40

1 760

7 443

3 646

Кемпинги

1

0

420

2 203

2 771

Курортные поликлиники

2

165

350

2 386

1 957

Лагеря отдыха

25

0

5 492

14 410

11 045

Другие коллективные средства размещения

6

572

807

5 292

5 757

Ассоциация "Отдых"

4

0

0

43 264

39 372

ВСЕГО

212

52 490

69 355

569 358

538 557

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.