Рефераты. Рекреационные ресурсы Черноморского побережья России

Сейчас Большой Сочи - агломерация городов и курортных поселков, расположенных вдоль побережья Черного моря, протяженностью 148 км. Границами Большого Сочи являются: на севере - Туапсинский район (Магри), на юге - р. Псоу, по которой проходит граница с Грузией. В состав Б. Сочи входят 8 курортов: Макапсе, Лазаревское, Головинское, Вардане, Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер, Красная Поляна.

Исторически развиваясь как всероссийская здравница, г. Сочи в настоящее время переживает трансформационный упадок. До 90-х годов со всех концов России приезжали сюда ежегодно отдыхать свыше 4 млн. человек. Максимум отдыхающих был достигнут в 1987 г., когда Б. Сочи посетило 4,5 млн. человек. В течение последних лет эта цифра сократилась в 4,2 раза, хотя Б. Сочи остался для России единственным приморским бальнеологическим и рекреационным комплексом. Такое явление связано с общим падением платежеспособного спроса россиян на санаторно-курортные услуги, а также переориентацией части рекреантов на отдых за рубежом. Из-за этнополитических конфликтов на Северном Кавказе и взлета цен при завышенной стоимости рубля относительно доллара привлекательность Сочи для иностранных граждан также резко сократилась.

Кроме того, война на Балканах заметно уменьшила привлекательность курортов адриатического и средиземноморского побережий, а предупреждения курдских террористов стали причиной отказа от поездок в Турцию, даже с учетом того, что цены на турецких курортах оказались ниже уровня рентабельности. “Валютный" Крым после девальвации стал слабым конкурентом российским курортам. Туристов отпугивают бюрократические формальности при пересечении границы с Украиной, хронический бензиновый кризис и заниженный курс рубля по отношению к украинской гривне

В летний период 2008 г. заполняемость санаторно-курортных учреждений составила около 120%. А это 212 санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха с числом мест в месяц максимального развертывания = 69325, расположенных на площади 3,5 тыс. кв.км Основная масса предприятий отдыха сосредоточена в Лазаревском и Адлеровском, а также в Центральном и Хостинском районах.

Данные опросов, проведенных студентами географического факультета МГУ, позволяют выявить характер, происходящих в туристской индустрии изменений и уловить тенденции в развитии курорта. Согласно опросам, география приезжающих на отдых в Сочи достаточно широка: 15% - составляют жители Москвы и Московской области, 5% - из Санкт - Петербурга, 10% - с Урала, и только 7% из населенных пунктов “своего" субъекта федерации - Краснодарского края.6,3% опрошенных составили граждане СНГ. Остальные же курортники - представлены, главным образом, жителями Сибири и северных городов Европейской части РФ. Таким образом, контингент отдыхающих составляют в основном жители регионов, характеризующихся доходами населения выше среднероссийского уровня.

По сравнению с 80-ми гг. заметно сократились сроки пребывания на курорте - почти 55% отдыхающих прибыли на курорт лишь на две недели или еще более короткий срок. В этом отношении российские курортники стали отражать общемировые тенденции. Причем 25% опрошенных приехали в Сочи по путевкам. Августовский кризис лишил значительную часть российских граждан выбирать между отдыхом за границей или в России. Более половины отдыхающих планировали потратить на отдых уже не более 3000 руб., а 10% - в основном пенсионеры и бюджетники - даже менее 1000 руб.

По мнению представителей туристического бизнеса, в Сочи едут люди, уже отдыхавшие за границей и имеющие определенные требования к туристскому сервису. Тем не менее, по оценкам туроператоров, европейскому уровню комфорта, под которым понимается наличие уютных номеров со всеми удобствами, качественного питания и медицинского обслуживания, развитой инфраструктуры отдыха и развлечений, достойного сервиса и пр., соответствует не более 10% всех ныне существующих учреждений отдыха. Туристы, особенно приехавшие из крупных городов, предпочитают небольшие гостиничные и санаторные комплексы взамен громадным, многоэтажным. Но именно небольших уютных гостиниц явно не хватает на Черноморском побережье.

Несмотря на удачный 2008 г., перспективы развития санаторно-курортной деятельности остаются сложными и неоднозначными. Учитывая мультипликативный эффект, который курортное хозяйство оказывает на экономику не только самого города, но и других регионов, прежде всего Краснодарского края, через такие сферы как производство продовольствия, транспорт, торговля, строительство, неопределенность его развития передается как в отдельные отрасли, так и на отдельные территории.

Неясность перспектив, в первую очередь, связана с общей экономико-политической ситуацией в стране. Ее определяют такие факторы как военные события на соседних территориях, сокращение реальных доходов населения после кризиса 2008 года, повышение цен на продукцию естественных монополий, неясная финансово-экономическая ситуация и широкое предложение на российском туристическом рынке предложений иностранных туристических фирм. Учитывая размещение основной части потенциальных рекреантов на расстоянии более 1,5 тысячи км, сравнительные преимущества Сочи как курорта, которые проявились в 2006 г., весьма уязвимы в условиях нестабильной ситуации с доходами населения, транспортными тарифами, ценой отдыха и валютным курсом.

Во-вторых, на наш взгляд, усиливаются экологические риски деятельности курорта. В связи с резким расширением экспорта каспийской нефти через черноморские порты России и Грузии возрастает угроза аварий, разливов нефти, загрязнения прибрежных вод и пляжей. Не будет способствовать чистоте Черного моря и начавшееся сооружение газопровода в Турцию (“Голубой поток”). Получение определенных доходов от экспорта и транзита углеводородов может вызвать большие потери в курортном секторе экономики Причерноморья.

Неясность перспектив усугубляет также сохранение устаревшей системы реализации путевок санаторно-курортных учреждений, которая ведется, преимущественно, через фонды социального страхования. Безусловно, это позволяет малообеспеченной группе лиц отдохнуть в Сочи. Но при этом, достаточно часто санаторно-курортные учреждения расторгают ранее заключенные договоры с туристскими фирмами. Тем самым российский туристский бизнес, только начавший осваивать внутренний рынок, несет чувствительные потери. Учитывая быстро меняющуюся конъюнктуру, традиции и низкие доходы населения, установление системы цивилизованных связей между производителями, продавцами и покупателями туристских услуг может происходить только постепенно. Вместе с тем судьба курорта не должна всецело зависеть от возможностей предприятий и организаций, а также профсоюзов покрывать большую часть расходов на путевки за счет фондов социального страхования.

Этот фактор особенно важен в свете необходимости кардинальной модернизации и диверсификации курортно-рекреационных функций. Многие санаторно-курортные учреждения Большого Сочи были построены десятки лет назад и устарели не только физически, но и морально. Часть из них вполне может быть перестроена или переоборудована в фешенебельные отели или в виллы экстра-класса, часть же приспособлена для удовлетворения запросов людей со скромным достатком. Наряду с “организованными” отдыхающими значительную долю сочинских курортников всегда составляли и будут составлять “самодеятельные", ориентирующиеся на проживание в частном секторе. Очень важно при этом расширить практику предоставления самодеятельным курортникам возможностей пользоваться лечебными ресурсами санаторно-курортных учреждений.

Все это требует крупных инвестиций. В 1997 году была разработана федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года”. В рамках программы предусматривается разработка экономических механизмов стимулирования деятельности учреждений отдыха, налоговые льготы или полное освобождение от них инвесторов, создание внебюджетных фондов для рекламной деятельности курортов и туристских объектов по привлечению отдыхающих, формированию постоянно действующей рабочей комиссии по контролю и рациональному использованию природных ресурсов. Программа подготовлена с учетом общероссийской значимости города Сочи и предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития курорта. Но, к сожалению, введение “программы в жизнь" весьма затруднено, прежде всего из-за нерешенности проблем финансирования. В 1998 г. финансирование программы было определено в 25,5 млн. руб., а в 1999 г. в 5 млн. руб. Но и это незначительное по объемам финансирование осуществляется не в полном объеме и крайне неравномерно.

Собственные финансовые возможности у города невелики. Это объясняется ярко выраженной сезонностью деятельности курорта. “Высокий сезон", обеспечивающий 90-100% заполняемости санаторно-курортных учреждений, длится с мая по октябрь. В остальное время базы отдыха простаивают или просто закрываются, увеличивая процент скрытой безработицы среди местного населения. Руководство здравниц недостаточно учитывает мировой опыт привлечения отдыхающих в рекреационные учреждения в межсезонье. Система скидок только разрабатывается и применяется лишь в отдельных учреждениях отдыха и гостиницах бывшей сети “Интуриста".

Проблема “межсезонья" связана и с отсутствием разнообразных рекреационным услуг. В структуре услуг, предоставляемых санаторно-курортными учреждениями, 95% сразу включаются в стоимость путевки и лишь 5% являются дополнительными. На европейских курортах это соотношение принципиально иное: не более 40% являются основными, а 60% приходятся на дополнительные. Таким образом, базовая стоимость путевки может быть значительно снижена. Однако действующее налоговое законодательство заставляет администрацию санаторно-курортных учреждений включать полное медицинское обслуживание в стоимость, дабы избежать уплаты НДС. Наряду с сезонностью это оборачивается большими потерями для городского бюджета. В настоящее время доходами местного бюджета покрывается менее половины расходов, а остальное покрывается трансфертами из краевого и федерального бюджетов.

Важным ресурсом обновления рекреационно-курортной сферы стала приватизация. Продажа части акций таким крупным корпорациям как “Газпром", “ЛукОйл", “Шеврон" и др., несколько повысил экономическую эффективность санаториев и пансионатов, а также сделал возможным их реконструкцию, хотя, в целом, гостиничный фонд пока обновился незначительно. Главные инвесторы стали и основными поставщиками отдыхающих в осенне-зимний период. В осенне-зимний период может несколько изменяться функциональная направленность курорта, ориентируясь в большей степени на использование лечебных рекреационных ресурсов (минеральных вод, грязей). В настоящее время эксплуатируются шесть месторождений минеральных вод, в том числе сероводородной и йодобромной. В соответствии с принятой Федеральной целевой программой “Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года” предполагается довести число мест круглогодичного пребывания до 70 - 80 тысяч человек.

Превращение города Сочи в круглогодичный рекреационный центр связан с развитием событийного туризма, создания условий для проведения зрелищных мероприятий, организации развлечений, соревнований, спортивных игр. Последние годы в Сочи проводятся выставка-ярмарка “Курорты и туризм в России", организуемая Торгово-промышленной палатой г. Сочи, “Кинотавр”, “Рок фестивали". Федеральная программа намечает также расширить сферу туристских услуг за счет развития зимних видов спорта, индустрии развлечения, морского туризма, яхтинга и других видов туризма.

Один из путей преодоления сезонности и расширения потенциала индустрии услуг в Сочи видится в создании горно-климатического курорта в Красной Поляне. По мнению российских и зарубежных специалистов, в Красной Поляне имеются уникальные природные условия для организации международных горнолыжных трасс, соревнований по альпинизму и скалолазанию. Основу курорта составят несколько крупных спортивно-туристических комплексов, в состав которых войдут различные средства размещения, канатно-кресельная дорога, база горноспасателей и многое другое. Согласно федеральной программе, в Красной Поляне будет построен жилищно-гостиничный комплекс единовременной вместимостью в 6 тысяч мест и среднегодовой численностью отдыхающих 460 тысяч человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.