Рефераты. Рекреационные ресурсы Черноморского побережья России

Исследование тенденций спроса и предложения в туристско-рекреационной сфере на примере г. Сочи за период с 1999 по 2008 год позволяет сделать вывод о существенном сокращении спроса, ярко выраженном сезонном характере его колебаний и одновременно низкой эластичности предложения туристско-рекреационных услуг. Учитывая указанное обстоятельство, особенности монополистической конкуренции, а также затрудненный выход с рынка для предприятий туристско-рекреационной сферы, интенсивность конкуренции в отрасли можно оценить как высокую. В этих условиях эффективное функционирование предприятий и отрасли в целом во многом зависит от выработки стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг.

Сегодня в России осталась единственная территория теплого Черного моряь - это от Керченского пролива до р. Псоу на которой особо выделяется район Сочи.

Город Сочи и его окрестности издавна привлекали внимание любителей природы и путешествий, но только в конце ХIХ века появилась возможность исследовать этот район из-за низкого жизненного уровня местного населения, опасности заразиться малярией и многочисленных войн на территории Черноморского побережья Кавказа.

Природно-рекреационные ресурсы Сочи и его окрестностей (прибрежной и горной части) являются благоприятной предпосылкой для развития туризма, прежде всего в силу уникальных природных условий. Уникальность заключается в сочетании рельефа (например район Красной Поляны и склонов Главного Кавказского Хребта), климатических условий, минеральных источников, теплого Черного моря и наличие памятников истории.

Главное предназначение города - это отдых и оздоровление людей. Для полноценной работы города - курорта необходимы профессионально подготовленные специалисты, в первую очередь специалисты в области туризма (директора туристских организаций, инструктора, экскурсоводы, групповоды) хорошо знающие город, его возможности и недостатки.

В результате выполненного исследования сделан основноё вывод о ведущем значении рекреационных ресурсов Черноморского побережья России в процессе становления развитого внутреннего туризма РФ.

В заключение хотелось бы привести некоторые соображения по основным проблемам состояния туристского потенциала в анализируемом районе. В современных условиях становления рынка, отсутствие финансовых и организационных возможностей в городах, которые по своему курортному значению и природному положению являются потенциальными центрами развития международного туризма, привело к тому, что не созданы условия восприятия силуэта городов и их панорам с основных въездов и точек обзора; не разрабатываются и не осуществляются меры по снижению влияния диссонирующих объектов; не выявляется градостроительный потенциал застройки и территории в городах для размещения нового строительства; перезагружены центры транзитными транспортными потоками; не используются многие производственные и хозяйственные комплексы с точки зрения их возможной конверсии в целях туризма; не проводиться благоустройство основных въездов в города, главных улиц и подъездов к туристским объектам.

На рассматриваемой территории находится значительное число сельских поселений, расположенных в сфере влияния основных центров туризма и в совокупности с ними, образующих районы высокой концентрации достопримечательностей с потенциалом превращения их в систему охраняемых территорий с особым статусом.

Требуют реконструкции многие здания, предназначенные для коммерческих целей (гостиницы, торговые ряды, лавки), и здания, назначение которых не противоречит коммерческому туристскому использованию - жилые дома, усадебные комплексы, хозяйственные постройки. Для этой группы, наряду с бюджетной поддержкой, необходима организация частного инвестиционного финансирования.

Требуется проведение исследовательских работ на культурных памятниках, подлежащих реставрации, на участках реконструкции и нового строительства в зонах городов, сельских поселений, на трассах дорог.

На основании проведенного анализа необходимо отметить, что потенциал анализируемой территории позволяет развивать в курортных зонах необходимые для успешного развития внутреннего и международного туризма объекты культуры, торговли, питания, производства и продажи изделий народных ремесел, объекты размещения туристов, однако для этого необходима существенная реконструкция, модернизация и перестройка существующей материальной базы туризма, объектов административной, культурной и деловой сферы, жилья и сопутствующих социальных объектов, объектов хозяйственного и производственного назначения.

Задача сохранения и закрепления, стабилизации туристской сферы предполагает выход к ранее существовавшим параметрам потока, но на качественно новом уровне; создании условий для дальнейшего развития туризма в г. Сочи в основном путем совершенствования проведения работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением ее структуры, в том числе и за счет нового строительства гостиниц, клубных отелей, мотелей и кемпингов.

Решение проблем социально-экономического и культурного развития туризма в районе г. Сочи требует использования программно-целевых методов планирования и управления, при развитии межрегиональных связей, регулируемых соглашениями между субъектами РФ, городами, отдельными крупными предприятиями. Развитие территориальных рынков туризма должно осуществляться посредством обмена и горизонтальных связей. Исходя из разработанных мировых теорий смешанной экономики и общественного сектора, а также опыта развитых стран, отмечается необходимость усиления государственного вмешательства в экономику курортного региона и возрождение экономического и непременно социального планирования, повышения роли и обретения достойного места государственного сектора, учета общественной эффективности санаторно-курортной и туристской деятельности.

Необходимость преодоления экономического кризиса методами реализации конкретных программ развития туризма В заключение хотелось бы привести некоторые соображения по основным проблемам состояния туристского потенциала в анализируемом районе. В современных условиях становления рынка, отсутствие финансовых и организационных возможностей в городах, которые по своему курортному значению и природному положению являются потенциальными центрами развития международного туризма, привело к тому, что не созданы условия восприятия силуэта городов и их панорам с основных въездов и точек обзора; не разрабатываются и не осуществляются меры по снижению влияния диссонирующих объектов; не выявляется градостроительный потенциал застройки и территории в городах для размещения нового строительства; перезагружены центры транзитными транспортными потоками; не используются многие производственные и хозяйственные комплексы с точки зрения их возможной конверсии в целях туризма; не проводиться благоустройство основных въездов в города, главных улиц и подъездов к туристским объектам.

На рассматриваемой территории находится значительное число сельских поселений, расположенных в сфере влияния основных центров туризма и в совокупности с ними, образующих районы высокой концентрации достопримечательностей с потенциалом превращения их в систему охраняемых территорий с особым статусом.

Требуют реконструкции многие здания, предназначенные для коммерческих целей (гостиницы, торговые ряды, лавки), и здания, назначение которых не противоречит коммерческому туристскому использованию - жилые дома, усадебные комплексы, хозяйственные постройки. Для этой группы, наряду с бюджетной поддержкой, необходима организация частного инвестиционного финансирования.

Требуется проведение исследовательских работ на культурных памятниках, подлежащих реставрации, на участках реконструкции и нового строительства в зонах городов, сельских поселений, на трассах дорог.

На основании проведенного анализа необходимо отметить, что потенциал анализируемой территории позволяет развивать в курортных зонах необходимые для успешного развития внутреннего и международного туризма объекты культуры, торговли, питания, производства и продажи изделий народных ремесел, объекты размещения туристов, однако для этого необходима существенная реконструкция, модернизация и перестройка существующей материальной базы туризма, объектов административной, культурной и деловой сферы, жилья и сопутствующих социальных объектов, объектов хозяйственного и производственного назначения.

Задача сохранения и закрепления, стабилизации туристской сферы предполагает выход к ранее существовавшим параметрам потока, но на качественно новом уровне; создании условий для дальнейшего развития туризма в г. Сочи в основном путем совершенствования проведения работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением ее структуры, в том числе и за счет нового строительства гостиниц, клубных отелей, мотелей и кемпингов.

Решение проблем социально-экономического и культурного развития туризма в районе г. Сочи требует использования программно-целевых методов планирования и управления, при развитии межрегиональных связей, регулируемых соглашениями между субъектами РФ, городами, отдельными крупными предприятиями. Развитие территориальных рынков туризма должно осуществляться посредством обмена и горизонтальных связей. Исходя из разработанных мировых теорий смешанной экономики и общественного сектора, а также опыта развитых стран, отмечается необходимость усиления государственного вмешательства в экономику курортного региона и возрождение экономического и непременно социального планирования, повышения роли и обретения достойного места государственного сектора, учета общественной эффективности санаторно-курортной и туристской деятельности.

Необходимость преодоления экономического кризиса методами реализации конкретных программ развития туризма. для района г. Сочи связана с особенностями современного периода формирования рынка в стране, а в частности с возможностями управления и финансирования программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения района и дальнейшего развития.

для района г. Сочи связана с особенностями современного периода формирования рынка в стране, а в частности с возможностями управления и финансирования программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения района и дальнейшего развития.


Список использованной литературы


1.     Агеева Н.Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг: - Автореф. дис. канд. экон. наук.08.00.05. - М, 2007.

2.     Азар В.И. Введение в экономику иностранного туризма: Вопросы методологии. - М.: Высшие курсы Гл. управления по иностр. Туризму, 2007.

3.     Азар В.И. Экономика и организация туризма: Методол. вопросы. - М.: Экономика, 2007. - 184 с.

4.     Азоев Г.Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

5.     Акишин В.Н. Ценообразование в туристском маркетинге // Социальные и экономические проблемы развития сферы туристско-экскурсионных услуг Тезисы докладов Всероссийской конференции 7-8 декабря 2008 г., г. Москва. - М., 2008.

6.     Алексеев А. Смогут ли "spa-отели" составить конкуренцию санаториям? // Туринфо. - 2007. - № 20.

7.     Алиев А.И. Формирование современной системы регулирования развития экономики в условиях приватизации: Региональный аспект: Дис... д-ра экон. наук. - М., 2008.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.