Рефераты. Реформы Здравоохранения РФ

Основным условием успешного реформирования здравоохранения в настоящее время является внедре­ние новых медицинских, организационных и управлен­ческих технологий, призванных повысить качество медико-социальной помощи населению. Для успешного решения этой задачи необходимы не только материальная база и финансовое обеспечение, но и рациональная деятельность медицинского персонала. Традиционно при решении вопросов качества меди­цинской помощи рассматривалась роль врачебных кад­ров и служб как основа всей медицинской деятельнос­ти в лечебно-профилактических учреждениях. Роль среднего медицинского персонала рассматри­вается как вспомогательная к врачебной без четкого определения границ деятельности медицинских сестер в лечебном процессе, что в значительной мере снижа­ет привлекательность профессии, не позволяет адек­ватно оплачивать их труд.

Внедрение в практику современных медицинских технологий определяет новые требования к специали­стам сестринского звена. В настоящее время нужна медицинская сестра не как помощник врача, а как спе­циалист, способный творчески относиться к своей ра­боте, высокообразованный профессионал, полноправный член медицинской бригады. В настоящее время все больше внимания уделяет­ся оптимизации деятельности медицинских работников среднего звена, как за рубежом, так и в нашей стране: Задача сегодняшнего дня - изменение статуса ме­дицинской сестры, расширение зон ее профессиональ­ной деятельности, рациональное распределение обязан­ностей между врачом и медицинской сестрой. Без ре­шения этих задач невозможно эффективное проведе­ние реформ в здравоохранении.

Необходимо определить роль медицинской сест­ры в лечебном процессе, объем необходимых специальных знаний и практических навыков. Наиболь­ших успехов в развитии сестринской помощи достигли США. Канада, Великобритания. Германия, где сест­ринское дело развивается как самостоятельная сфе­ра профессиональной деятельности, и создана сис­тема многоуровневого, в том числе университетс­кого, образования. Активизация участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области здраво­охранения и медицинского образования позволила со­здать многоуровневую систем сестринского обра­зования на базе Государственного образовательно­го стандарта профессионального высшего образова­ния в нашей стране. Достижение цели предполагает: совершенствование нормативно-правовой базы для реформирования сест­ринского дела, системы подготовки и повышение ква­лификации сестринских кадров; развитие новых орга­низационных форм и технологий сестринской деятель­ности; повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала; обеспечение социаль­ной защищенности и решение других задач.

В ходе реализации основных направлений отраслей программы предполагается разработать методи­ческие рекомендации по пересмотру дифференцирован­ной нагрузки на сестринский персонал, предложения по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования. Концепция развития сестринского дела предусмат­ривает изменение системы профессиональной подго­товки медицинских сестер в соответствии с новыми требованиями. Возникновение потребности в меди­цинских сестрах общей практики, специалистах по со­циальной работе, медицинских менеджерах и меди­цинских сестрах с высшим образованием требует не только количественного увеличения числа медицинс­ких работников среднего звена, но и качественно ино­го уровня подготовки. Создание факультетов высшего сестринского обра­зования в медицинских академиях и университетах привело не только к развитию качественно нового уров­ня профессиональной подготовки специалистов сред­него звена, но и к появлению исследований, посвящен­ных изучению проблем деятельности медицинских ра­ботников со средней специальной подготовкой.

Необходимо упомянуть о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Предоставление и оказание бесплатной медицинской помощи осуществляется на основе перечня бесплатных медицинских услуг, который имеется в каждом ЛПУ. Этот перечень граждане никогда в жизни и не видели, многие и не знают о нем. А в некоторых случаях многие клиники пользуются этим, заставляя оплачивать пациентов бесплатные медицинские услуги. Необходимо сделать перечень услуг для граждан доступным, в клиниках поставить стенд об информации по бесплатным медицинским услугам.

…Действующее российское законодательство (Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (5))  предусматривает, что бесплатная медицинская помощь населению предоставляется за счет двух источников – бюджетов всех уровней и системы ОМС. В целях обеспечения единой системы планирования финансовых ресурсов бюджетов всех уровней и средств ОМС в 1998 г. Правительством РФ была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. На основе Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ТПГГ).

ТПГГ подразделяет медицинскую помощь по источникам финансирования  на три группы: медицинскую помощь, предоставляемую за счет бюджетов субъекта РФ;  медицинскую помощь по территориальной программе ОМС (ТПОМС), финансируемую за счет средств системы ОМС; медицинскую помощь в федеральных клиниках, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.  Последняя категория определена достаточно четко – это специализированная (в том числе дорогостоящая) амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях по квотам Министерства здравоохранения РФ. (При этом следует отметить, что в большинстве случаев сводный расчет стоимости ТПГГ и сведения о реализации ТПГГ (форма отраслевой статистической отчетности № 62) не содержат информации ни об объемах, ни о финансовом обеспечении медицинской помощи в федеральных клиниках, что не позволяет оценить вклад медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, в реализацию ТПГГ).  Поэтому далее мы не будем рассматривать расходные обязательства федерального бюджета. Наибольший интерес представляет разграничение расходных обязательств между консолидированным бюджетом региона и системой ОМС. Базовая схема этого разграничения (с некоторыми упрощениями) такова.

За счет средств ОМС финансируется ТПОМС, в рамках которой, гражданам предоставляется амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая медицинская помощь в объеме и на условиях, определенных ТПОМС.

Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в ТПОМС, является составной частью ТПГГ. Кроме того, в большинстве регионов России в структуру  тарифа  на  медицинские  услуги в системе ОМС включатся не все, а только пять статей затрат. В расчеты  средней  стоимости  койко-дня,  посещения,  дня пребывания  в   дневном   стационаре   в   системе   ОМС   включаются   следующие  статьи   экономической классификации расходов:  110100 – оплата труда, 110200 – начисления на  фонд  оплаты  труда,  110310 – медикаменты,  перевязочные средства и прочие лечебные расходы,  110320 – мягкий инвентарь и обмундирование,   110330 – продукты питания. Иными словами, тариф – фактически, цена услуги, оплачиваемой за счет средств ОМС, –  не покрывает всех затрат, которые несет учреждение при ее оказании. Другие статьи  расходов  медицинских  учреждений  при оказании медицинской   помощи  в объеме ТПОМС отнесены на бюджеты.

За счет средств  бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (далее – бюджетов),  гражданам предоставляется:

·  скорая медицинская помощь;

·  медицинская помощь, оказываемая   в   специализированных диспансерах,  больницах (отделениях,  кабинетах) при заболеваниях, передаваемых половым путем,  туберкулезе,  СПИДе    психических   расстройствах   и    расстройствах      поведения,   наркологических  заболеваниях,  врожденных  аномалиях развития,  деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде[i];

·  отдельные виды помощи незастрахованным  гражданам  и лицам,  не  имеющим  (не   представившим)   полиса   ОМС в течение всего периода лечения;

·  высокотехнологичные   (дорогостоящие)   виды    медицинской помощи,  дорогостоящее  лекарственное  обеспечение. (15)

За счет средств бюджетов также осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией, центрами планирования семьи и репродукции. Кроме того, за счет бюджетов финансируется содержание зданий,  сооружений, оборудования, оплата услуг транспорта,  связи,  коммунальных,  хозяйственных и прочих текущих       расходов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по ТПОМС.

Основными источниками доходов территориальных фондов ОМС являются единый социальный налог (ЕСН) в части, подлежащей зачислению в территориальные фонды ОМС (57% доходов), и страховые взносы на ОМС неработающего населения, осуществляемые за счет  средств региональных и/или местных бюджетов (26%). Поступления ЕСН, как правило, соответствую плановому уровню или даже превышают его. Поэтому главной причиной недофинансирования ТПОМС следует считать неисполнение органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своих обязательств по страхованию неработающего населения. Практика последних лет показывает, что платежи на ОМС неработающего населения не исполняются, причем дисциплина исполнения данного вида расходов ниже, чем дисциплина исполнения расходов на здравоохранение  в целом. В отдельных регионах неисполнение платежей приводит к неисполнению всей ТПОМС, но даже там, где  перевыполнение плановых поступлений ЕСН компенсирует недофинансирование платежей на ОМС неработающего населения и в целом ТПОМС исполняется на уровне утвержденной стоимости, неисполнение платежей на ОМС неработающего населения не позволяет сократить «плановый» дефицит (т.е. дефицит от расчетной стоимости ТПОМС), с которым утверждаются  ТПОМС в большинстве регионов.

В итоге региональные и местные бюджеты «вынуждены» брать на себя часть расходных обязательств, закрепленных за системой ОМС, например, финансирование отдельных статей расходов ЛПУ, видов медицинской помощи, части коечного фонда. Таким образом, складывается следующая ситуация: органы государственной власти и местного самоуправления отчасти сами создают дефицит финансирования ТПОМС (отчасти – поскольку,  безусловно, 100%-ное исполнение платежей на ОМС неработающего населения не обеспечило бы сбалансированности ТПОМС на уровне расчетной стоимости), а затем частично «компенсируют» этот дефицит за счет неформального перераспределения расходных обязательств. По-видимому, такая ситуация выгодна органам государственной власти и местного самоуправления по двум причинам: во-первых, она позволяет сохранять контроль над частью бюджетных средств, которые должны были бы попасть в распоряжение территориальных фондов ОМС, а во-вторых, поскольку прямое бюджетное финансирование ЛПУ, в отличие от оплаты медицинской помощи в системе ОМС, не привязано к фиксированным тарифам и объемам оказанных услуг, перераспределение части средств в пользу прямого бюджетного финансирования дает возможность «завуалировать» неисполнение обязательств органов государственной власти и местного самоуправления перед бюджетополучателями (т.е. несоответствие финансирования  ЛПУ фактически оказанным объемам помощи)…(13)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.