Рефераты. Реформы Здравоохранения РФ

 

Важно проанализировать и изменения в системе финансирования.

…Нам предлагают перейти от бюджетно-страховой модели финансирования (это когда за часть медицинских услуг платит бюджет, а за все остальное - страховые компании) к полностью страховой (когда бюджет отдает свои деньги на здравоохранение страховщикам, а уже те оплачивают медицинские услуги). Причем, не взирая на собственный призыв рассматривать альтернативные варианты, авторы не предлагают расчетов, позволяющих подтвердить эффективность такого решения. Для сравнения можно было бы взять хотя бы обратный подход, подразумевающий исключение из схем финансирования страховых компаний (за исключением 1-2% на ведение судебных дел против халатных медиков) и направление денег прямо из бюджета (с проведением конкурса между больницами за часть регионального потока больных, как в Англии). Впрочем, привязанность разработчиков программы к страховым компаниям совершенно понятна - вспомните, кто у них министр. Вряд ли кто-то из них или работников Минздрава осмелится публично высказать то, что для многих медиков стало общим местом: страховщики - паразитический класс в здравоохранении. Все их функции или выполняют, или могли бы с большим успехом выполнять органы управления (облздравы и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Это не квалифицированные покупатели медицинских услуг для больного, так как их реальная стоимость в отсутствие клинических протоколов не известна. Они просто доводят до больницы сумму денег, рассчитанную путем деления собранных средств на число случаев заболевания, за вычетом своей маржи. Страховщики не контролируют качество работы больниц и поликлиник - иначе мы бы не констатировали перед каждой реформой ухудшение этого самого качества. Они не защищают права пациентов - в противном случае мы не сталкивались бы с таким высоким процентом ошибок в первичных диагнозах. То есть за десять лет существования страховые медицинские организации не решили ни одной из декларируемых задач, а их собираются поощрить, поручив проводить через себя все деньги здравоохранения! Более того, предлагается доверить им реструктуризацию здравоохранения, повысив мотивацию к такой работе! (3)


На сегодняшний день частная медицина развивается бурными шагами, а государственная становится все хуже и хуже.

Сложившаяся в настоящее время в России организационно-управленческая структура здравоохранения не дает возможности обес­печить с высокой степенью эффективности этапность лечебно-диагностического процесса, как это принято в здравоохранении эко­номически развитых стран, где лечебно-диагностический процесс включает в себя следующие взаимосвязанные фазы: диагностика - интенсивная терапия - долечивание - восстановительное лечение. В отечественном здравоохранении первые два этапа проводятся край­не неэффективно, а два последних этапа практически отсутствуют. В настоящее время в России число учреждении для долечивания и восстановительного лечения, а также для лечения долго и хронически болеющих, нуждающихся не столько в лечении, сколько в постоян­ном длительном уходе, крайне ограниченно. Кроме того, фактически разрушена существовавшая сеть дошкольных учреждений, профилак­ториев и санаториев. Несмотря на высокие показатели обеспеченно­сти отрасли врачами, качество их подготовки не соответствует между­народным стандартам.

Неудовлетворительная ресурсная обеспечен­ность ЛПУ, недостаток современных диагностических и лекарствен­ных средств приводят к значительному удлинению сроков лечения больных. Это снижает эффективность функционирования здравоохра­нения в целом. Кроме того, нуждается в коренной перестройке система организа­ции, управления и финансирования медицинской науки. Необходимо создание независимых экспертных комиссии по рассмотрению на конкурсной основе научно-исследовательских работ. Это позволит, отбирать наиболее значительные работы и осуществлять их приори­тетное, финансирование.

Оценка эффективности функционирования системы управления здравоохранением должна базироваться на системе количественных и качественных критериев, обеспечивая достижение функционально-стоимостных показателей медицинской помощи. При этом в качестве ограничений на целевую функцию эффективности функционирования здравоохранения в целом и отдельных его объектов выступают имею­щиеся ресурсы отрасли и ее хозяйствующих субъектов.

Поэтому приоритетность развития здравоохранения должна быть не просто декларирована в государственных нормативно-правовых документах, а выражаться в реальном увеличении ресурсного (в пер­вую очередь финансового) потенциала отрасли. В конечном итоге этот потенциал окажет непосредственное влияние на уровень здоро­вья населения России, а, следовательно, и эффективность функционирования всей экономической системы страны, так как при невысокой психофизиологической дееспособности рабочей силы реальные и финансовые инвестиции в производственные объекты могут стать неэффективными.

            Страховая система предполагает наличие у застрахованных единого медицинского страхового полиса, по средствам которого гражданин может обратиться в государственное лечебно-профилактическое учреждение и получить медицинскую помощь. Страховая компания заключает договора с различными ЛПУ по оказанию своим клиентам медицинской помощи. Но проблема заключается в том, что  на рынке медицинских услуг существует множество страховых медицинских компаний, а последние могут и не иметь договора с медицинским учреждением, в котором хочет пролечиться застрахованный. В итоге гражданин лечится в том ЛПУ, с которым заключен договор, а это нарушение прав на самостоятельный выбор медицинского учреждения. Так же на сегодняшний день не существует полисов единого образца. Так приехав в другой город, пациент сталкивается  с проблемами получения медицинской помощи ввиду не соответствия полиса.

Одной из важнейших проблем в системе здравоохранения остается оплата труда медицинских работников. Существуют следующие формы оплаты труда:

- повременная. Наиболее распространена, производится выплата за количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Но её недостатком в медицине является то, что, например, в летнее время заболеваемость вирусными заболеваниями резко падает, и врач принимает гораздо меньшее количество больных, менее занят работой, а в осеннее, зимнее время заболеваемость резко повышается, количество больных на приеме возрастает в разы. Нагрузка увеличилась, а зарплата не изменилась. Тогда какой смысл врачу работать лучше и эффективней, у него нет стимула.

       - сдельная форма оплаты труда предполагает выплату зарплаты пропорционально количеству произведенной продукции, оказанных услуг. Но в системе здравоохранения сложно определить результат работы врача, поскольку итог его работы всегда разный: т.е. платить либо за количество принятых (проконсультированных больных за прием, но в летний период больных в разы меньше, зимой – значительно больше – летом врач заработает «копейки», а зимой очень «приличные» деньги), либо за количество вылеченных. А если болезнь постоянно прогрессирует, либо находится в хронической стадии или вообще не излечима, то, как быть в этой ситуации? Нет определенности и уверенности.

Как известно в здравоохранении применяются тарифные ставки, тарифные сетки и  тарифные коэффициенты. Так, тарифная ставка – это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Средняя ставка врача без категории составляет 3000 рублей. Если добавить различные проценты, надбавки т.п. то в среднем получается общая сумма в 8000 рублей. С нашим уровнем жизни, постоянным ростом цен на продукты, коммунальные услуги, товары первой необходимости данных денег катастрофически не хватает. Для примера, если взглянуть в газету объявлений о трудоустройстве, то в любой фирме оклад уборщицы составляет 6-8 тыс. рублей!!! Врач имеет диплом о высшем образовании, проходит постоянные специализации, усовершенствования, его работа – это ответственность за жизнь своих пациентов, ответственность уборщицы – вымыть полы. Это кардинальная проблема, которую срочно нужно решать.

Итак, правительство и высшие чиновники решили эту проблему следующим образом: поскольку основной принцип здравоохранения – это профилактическая направленность, значит необходимо повысить зарплату работников первичного звена, тем самым привлечь большее количество специалистов, так как болезнь дешевле предупредить, а не лечить. Сказано сделано! Теперь проанализируем, что получилось в итоге: зарплата повысилась до 20000 тыс. рублей, но на врачей легла еще большая ответственность, наложили различные штрафы за несвоевременное предоставление отчетности о проделанной работе, да и сами врачи лучше работать не стали. Поскольку денежный фактор, несомненно, является одним из ведущих, но не главным. Это объясняется  схемой Уильяма Стэнли Джевонса (рис.1)


  

Рисунок 1. Схема Уильяма Стэнли Джевонса


По вертикальной оси вверх отложена полезность продукта труда, вниз - тягость труда, которая рассматривается как антиполезность. По гори­зонтальной оси откладывается время, затрачиваемое на получение по­лезности. Кривая в верхней части схемы прослеживает динамику по­лезности продукта по мере его увеличения (насыщения). Кривая в нижней части отражает из­менение предельной тягости труда (чем ниже точка на этой кривой, тем неприятнее труд). Вначале кривая идет вверх, так как человек только входит во вкус труда, который ему еще не тя­гостен. Затем начинается довольно крутое движение вниз по мере того, как все больше чувствуется усталость. В то время начинает снижаться и кривая предельной полезности, поскольку до­полнительные единицы блага не так важны, как первые. В результате на определенной стадии наступает положение, когда расстояние от кривой предельной полезности до оси ОХ равно расстоянию от неё до кривой предельной тягости труда. Дальнейшее про­должение работы становится невыгодным, так как предельная полез­ность дополнительного количества блага, который он может произве­сти, не компенсирует ему потерь (усталости) от дополнительно прилагаемых усилий. (2)

И самое главное, ведь в поликлинике помимо участковых врачей работают и узкие специалисты, а их размер заработной платы остался прежним, что привело к недовольству сотрудников. Эта проблема должна рассматриваться с разных сторон и быть решена незамедлительно.

Считаю необходимым создать стимул у работников работать лучше и эффективнее, работники должны гордиться своей работой, и рабочим местом, например, сделать доску почета, где размещать фотографию лучшего работника месяца, премировать за данное звание. Обязательно платить достойную зарплату, создавать комфортные условия для работы (хорошая медицинская мебель и оборудование). Многим важна не только зарплата, а уважение и признание. Поэтому работникам, отличившимся за хорошую работу, ведение научно-исследовательской деятельности  можно предоставит возможность печататься в медицинских изданиях, публиковать свои статьи и исследования.    

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспе­чении доступности медицинской помощи, усилении про­филактической направленности, решении задач меди­ко-социальной помощи принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Изменившиеся экономические условия, повлекшие за собой преобразования в здравоохранении, требуют развития сестринского дела в соответствии с меняю­щимися условиями деятельности лечебно-профилакти­ческих учреждений.

Однако организационные мероприятия по совершен­ствованию сестринского дела, разработка методик из­мерения объемов и дифференцированной оплаты тру­да медицинских сестер внедряются недостаточно эф­фективно, что является причиной ухода из профессии квалифицированного сестринского персонала, увеличе­ния дисбаланса в соотношении между врачами и ме­дицинскими сестрами. От несбалансированности медицинских кадров и малоэффективного использования среднего персонала в практическом здравоохранении страдает в целом система здравоохранения, что оказывает негативное влияние на качество медицинской помощи. Снижение числа медицинских работников со сред ним специальным образованием увеличивает во вра­чебной деятельности долю медицинских услуг, не тре­бующих врачебной квалификации, и принижает роль сестринского персонала, функции которого сводятся к выполнению технической работы, не требующей про­фессиональной подготовки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.