Населению, проживающему в районах, признанных в законодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатные медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
4. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
Профилактическое направление является важнейшим принципом отечественного здравоохранения. Наиболее действенным методом профилактики является диспансерный метод. Всеобщая диспансеризация населения — это высшая форма профилактики. Впервые попытка ее осуществления была предпринята в 1928—1929 гг. в Москве. Однако при этом был допущен ряд ошибок, которые значительно затормозили проведение ее в жизнь. В последующие годы органы здравоохранения неоднократно пытались осуществить всеобщую диспансеризацию населения, но также неудачно, поскольку диспансеризация — дело весьма ресурсоемкое, и на ее проведение всегда не хватало необходимых кадровых, материальных и финансовых ресурсов. В некоторых регионах удавалось организовать профилактические осмотры населения на высоком уровне, но обеспечить лечением и постоянным наблюдением выявленных больных было невозможно. Тем не менее, диспансеризация и сегодня остается наиболее эффективным методом реализации профилактического направления нашего здравоохранения…(11)
Профилактика заболеваний - система медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Профилактическое направление является важнейшим принципом отечественного здравоохранения.
Тем самым законодательно все гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья…(15)
Сразу стоит отметить, что некоторые принципы не соблюдаются в силу невозможности их выполнения. Таким образом, государство взяло на себя невыполнимые обязательства, в итоге гражданам приходится вносить собственные средства для получения многих видов медицинской помощи. Все большую популярность приобретает частный сектор здравоохранения, многие квалифицированные медицинские консультаций, обследования становятся платными.
…В соответствии с законодательством в РФ действуют 3 системы здравоохранения: муниципальная, государственная и частная.
К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и муниципальные органы управления здравоохранением.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей в составе РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящаяся в образовательные, судебно государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские учреждения и некоторые федеральные учреждения.
К частной системе здравоохранениям относятся частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица, то есть субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность.
Это коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находится в частной и иных, кроме государственной и муниципальной, формах собственности (или использующих любую собственность на основе договора аренды), в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование (без образования юридического лица), рассматривается как частная медицинская практика.
В последнее время частная система приобретает все большую актуальность и становится более популярной, потому что только она может предоставить гражданам самые последние виды лечения, современные виды обследования и диагностики, а так же уровень сервиса и комфорта…(7)
…Управление здравоохранением осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К функциям высших органов законодательной власти относится:
· принятие законов,
· определение основного направления государственной политики,
· утверждение бюджета государства с определением доли расходов на здравоохранение,
· утверждение федеральных программ по вопросам охраны здоровья населения.
Деятельность по охране здоровья граждан РФ координируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление и проводящий государственную политику в области охраны здоровья населения. В него так же входят территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, образовательные, научно-исследовательские, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и т.д.…(11)
К основным задачам Министерства здравоохранения и социального развития РФ относятся:
• обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
• организация оказания медицинской помощи населению;
• охрана здоровья матери, отца и ребенка;
• профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
• разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
• санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
Во главе министерства здравоохранения и социального развития РФ стоит министр, назначаемый на должность президентом России по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство РФ задач. Министр здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности. (8)
Имеются департаменты МЗ РФ, возглавляет его директор, являющийся главным санитарным врачом и первым заместителем министра здравоохранения. В составе департамента выделены должности главных специалистов министерства - главного хирурга, главного акушера-гинеколога и т. д. Главным специалистом назначается высококвалифицированный врач, владеющий знаниями, как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющий опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению.
В каждом федеральном округе назначен представитель министерства здравоохранения с целью совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью и реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ.
Для научного анализа проблем здравоохранения в МЗ РФ образуется Ученый совет, возглавляемый министром. В него могут входить высококвалифицированные специалисты и ведущие ученые.
Так же имеется коллегия министерства здравоохранения, в состав которой входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители ведущих управлений и отделов, ряд руководящих работников и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, общественных объединений. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, касающиеся развития здравоохранения и деятельности министерства здравоохранения, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов важнейших приказов, инструкций и указаний, проверки их исполнения, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений министерства, руководителей органов здравоохранения всех уровней, а также руководителей учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. (9)
Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение. Так, министерство здравоохранения республики, входящей в состав Российской Федерации, по общим вопросам подчинено соответствующему правительству, а по вопросам здравоохранения — Минздраву РФ. Территориальные органы управления также, с одной стороны, подчинены соответствующим административным органам управления и являются их структурным подразделением, но по отраслевым вопросам подчиняются вышестоящим органам управления здравоохранением.
Финансирование Здравоохранения.
…Финансирование здравоохранения Российской Федерации осуществляется из нескольких источников:
• средств, направляемых на обязательное и добровольное медицинское страхование;
• средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
• средств бюджетов всех уровней;
• средств государственных внебюджетных целевых фондов;
• добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;
• доходов организаций здравоохранения от осуществления в установленном законом порядке предпринимательской деятельности;
• других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Бюджетные организации здравоохранения финансируются как непосредственно из бюджета собственника (субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных целевых фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды ОМС) в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения их деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9