САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УННИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Курсовая работа на тему:
«Реформы Здравоохранения РФ»
Подготовил: студент 496 группы
факультета ЭУЗ
Хресницкий Кирилл Игоревич.
Проверил: профессор Черкасов Сергей Николаевич
Самара 2007 год.
План
1.1 Введение…………………………………………………………………. 3-4
1.2 Система здравоохранения РФ в настоящее время…………………4-16
2. Анализ проблем работы, функционирования, выполнения задач системы здравоохранения РФ. Предложения по реформированию системы здравоохранения РФ……………………………………………………….16-49
3. Заключение……………………………………………………………….50-52
4. Приложение………………………………………………………………53-54
5. Список литературы……………………………………………………...55
1.1 Введение
Целью моей курсовой работы является анализ системы здравоохранения РФ в настоящее время, ее работы, выполнения поставленных задач, приоритетных направлений развития, исследования проблем функционирования и предложения по реформированию.
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.
Так, в соответствии с законодательством все граждане Российской Федерации обладают правом на охрану здоровья. В нашей стране основные функции по охране здоровья населения выполняет система здравоохранения.
Система здравоохранения – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.
В России охрану здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами мощная система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.
Система здравоохранения наряду с экологической обстановкой, политическим строем, экономической обстановкой в стране, уровнем благосостояния населения является одним из самых важных элементов в сохранении и укреплении здоровья людей. По этому, насколько хорошо организованна система, работают все ее механизмы зависит уровень здоровья граждан.
В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли очень важные изменения в системе здравоохранения, а именно в ее структуре. Был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (5). Появилось обязательное и дополнительное страхование граждан. Но, однако, все реформы и планы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью не увенчались успехом из-за тяжелого финансового положения в стране, в том числе и системе здравоохранения (резкое сокращение финансирования здравоохранения из бюджета), так же неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Положение усугублялось и тем, что планируемый объем финансирования в системе ОМС уменьшается за счет хронического недопоступления из местных бюджетов платежей на неработающее население и за счет прямых изъятий органами исполнительной власти финансовых средств территориальных фондов ОМС на цели, не связанные с охраной здоровья населения.
Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС.
Эти и многие другие причины свидетельствуют о том, что нынешняя система здравоохранения имеет множество недостатков, которые требуют немедленного, но грамотного, экономически и финансово обоснованного решения.
1.2 Система здравоохранения РФ в настоящее время.
…Отечественное здравоохранение строится на следующих основных принципах:
• доступность медико-социальной помощи;
• ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья;
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
• соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; (20)
…Рассмотрим более подробно каждый из них:
1. Доступность медико-социальной помощи.
Медико-социальную помощь населению оказывают медицинские, социальные работники и другие специалисты в учреждениях государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Только в учреждениях МЗ РФ работает более 3 млн. человек, в том числе 2 млн. врачей, медицинских сестер и фармацевтов.
Все жители страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственном и муниципальном секторах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Кроме того, пациенты имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Ответственность органов государственной власти и управления,
предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья.
Органы государственной власти и управления, все предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица несут ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны их здоровья. Так, в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой как непосредственно к руководителю или иному должностному лицу ЛПУ, в котором ему оказывается медицинская помощь, так и в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации, лицензионные комиссии либо в суд.
Вопросы правовой защиты в области охраны здоровья населения находят свое отражение не только в законодательстве о здравоохранении, но и в других отраслях права: гражданском и трудовом законодательстве, законодательстве о браке и семье, уголовном законодательстве и т. д.
В уголовном законодательстве имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за нанесение ущерба здоровью граждан либо ущемление их прав в сфере охраны здоровья: "Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации", "Заражение ВИЧ-инфекцией", "Незаконное производство аборта", "Неоказание помощи больному", "Незаконное помещение в психиатрический стационар", "Торговля несовершеннолетними", "Подмена ребенка", "Разглашение тайны усыновления (удочерения)", "Незаконное обращение с радиоактивными материалами", "Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов", "Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ", "Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических веществ или психотропных веществ".
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Социальная защита— многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни. Составным элементом социальной защиты является социальная помощь. (15)
Государственное социальное страхование обеспечивает всех работающих материальной помощью при временной утрате трудоспособности вследствие заболевания, травмы, при необходимости проведения сложных медицинских обследований, при переводе на другую работу в связи с временной утратой трудоспособности по данной профессии (больные туберкулезом, профессиональными заболеваниями), в связи с отстранением от работы по случаю карантина. Пособия по социальному страхованию выдаются при необходимости дополнительного отпуска для санаторно-курортного лечения или ухода за заболевшим членом семьи.
Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций (при их согласии).
3. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Все граждане РФ независимо от пола, возраста, расы, языка, национальности, социального происхождения, уровня дохода, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств обеспечиваются охраной здоровья и имеют право на получение бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС. (13)
Государство гарантирует право на охрану здоровья гражданам России, находящимся за ее пределами, иностранцам, находящимся на территории Российской Федерации, лицам без гражданства, беженцам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9