Рефераты. Оценка эффективности физкультурно- оздоровительной работы в санаторной школе

Для наблюдений избирают одного-двух учеников, в зависимости от поставленной задачи. Перед началом урока, при построении, определяют у них обычным способом, по десятисекундным интервалам, частоту пульса в покое и приводят к одной минуте. Далее определяют частоту пульса в конце вводной, затем подготовительной части урока, после наиболее интенсивного упражнения основной части урока и, наконец, по окончании урока.

Всякий раз частоту пульса сосчитывают сразу по окончании упражнения и приводят к одной минуте. Эти данные изображают графически в виде кривой.

Физиологическая кривая должна представлять собой плавную линию, поднимающуюся в основной части урока до 75 % ‑ 80 % исходной частоты пульса в покое и заметно снижающуюся к концу урока.


Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствует о недостаточной нагрузке (рис.3.1). Резкое повышение и отсутствие выраженной тенденции к понижению в конце урока указывает на чрезмерную нагрузку (рис. 3.2).

Рисунок 3.1 ‑ Физиологическая кривая       Рисунок 3.2 ‑ Физиологическая

    при недостаточной нагрузке                     кривая при чрезмерной нагрузке


Если наблюдение проведено над несколькими учащимися однородной группы, то физиологическая кривая, составленная из средних величин, может до некоторой степени характеризовать влияние урока на всю группу в целом. 

Для построения графика физиологической кривой пользуются таблицей. Определение плотности урока и физиологической кривой дают врачу школы и специалисту по физической реабилитации ценные дополнительные данные врачебного контроля, педагогического анализа, а также позволяют оценить эффективность уроков физической реабилитации.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистами физической реабилитации по следующим критериям.

1)     Положительная динамика функциональных показателей:

Ø     реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку;

Ø     проба Генчи;

Ø     проба Ромберга II;

Ø     ортостатическая проба;

Функциональные показатели определяются специалистами физической реабилитации школы согласно годовому графику три раза в год и вносятся в журнал функциональных проб и карточку (см. приложение).

2)     Самостоятельное выполнение учениками физических упражнений, посещение школьных секций и кружков:

Ø     утренняя гигиеническая гимнастика (ежедневно)

Проведения утреней гимнастики и контроль за ней возлагаются на воспитателей школы. В конце каждой четверти они дают каждому ученику положительную или отрицательную оценку, которая вносится в карточку.

Ø     Посещение школьных секций и кружков

В санаторной школе желательно, чтобы работали секции общей физической подготовки (ОФП), корригирующей гимнастики. Занятия в секции общей физической подготовки проводятся в течение круглого года по 2 раза в неделю как внешкольный компонент. Все занятия ОФП имеют комплексный характер и зависят от возраста учащихся. Помимо практических занятий в секции ОФП проводятся и теоретические занятия по вопросам гигиены, самоконтроля. В зимний сезон основными видами в занятиях секций будут лыжи, коньки, санки.

Систематические занятия корригирующей гимнастикой помогают устранить дефект позвоночника, способствующий развитию двигательной активности и мышечной выносливости. Ученики, имеющие нарушения в осанке, посещают занятия под строгим контролем воспитателя группы.

Кружок «партерной» гимнастики проводится  для девочек. Выполнение специально подобранных упражнений из различных исходных положений (сидя, лежа) способствует укреплению мышц живота и устранению нежелательных явлений (застой крови в нижних конечностях и брюшной полости).

Ø     Выполнение индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия, с помощью которых решается задача улучшения уровня здоровья, особенно эффективны в работе с учениками школьного и подросткового возраста, которые могут выполнять упражнения (задания) самостоятельно. От воспитателей требуется пристальное постоянное внимание за выполнением индивидуальных занятий учениками.

Ø     Ведение дневника самоконтроля (см. табл.2.1)

Дневник самоконтроля помогает врачу своевременно выявить те нарушения в организме ученика, которые возникают в связи с нерациональной нагрузкой и по  другим причинам и внести коррективы в занятия, одновременно принимая и другие необходимые меры.

6.     Общешкольные оздоровительные мероприятия в режиме дня школы:

Ø     Спортивные праздники являются итогом учебно-воспитательной и оздоровительной работы за учебную четверть, полугодие, год. Их содержание отражается в сценариях, определяющих оформление места проведения праздника, подготовку костюмов и спортивного инвентаря. Целесообразно использовать проведение «спортивных игр», девиз которых «красота действия и поступков дороже успеха».

Ø     Дни здоровья проводят каждую четверть. Они стимулируют интерес к физической культуре, приобщая школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, являются активным отдыхом, воспитывают морально-волевые качества учащегося.

- Экскурсии и походы (проводятся каждую четверть под руководством воспитателей групп.

- Ближний туризм (проводится три раза в год в начале учебного года – осенью; зимой – в основном на лыжах; весной – в конце учебного года).

Выступление учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня школы отмечаются в протоколах спортивных мероприятий, проводимых по плану, утвержденному директором школы. В плане четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика (см. приложение).










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка эффективности функционально-оздоровительной работы в санаторной школе имеет свои особенности. Прежде всего это обусловливается временным отрезком, ведь каждая группа детей находится в санаторной школе на протяжении одного года. Поэтому мы предлагаем описанную выше  систему, которая отражается в «карточке годовой оценки эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме санаторной школы». (см. Приложение).

Медицинский работник в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Карточка заводится для каждого ученика, и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года.

Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявилась в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект недостаточный (требуется выявление причин этого). Высокая эффективность двигательного режима в санаторной школе достигается рациональным сочетанием урока физической культуры, физической реабилитации, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы; широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре; спортивными и подвижными играми, занятиями по туризму; внедреним физических упражнений в повседневную жизнь школьников; медико-педагогическим контролем; наблюдениями за организацией физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы, регулярным проведением необходимых коррекционных мероприятий.

Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий зависит и от того, насколько удалось, с одной стороны, обеспечить реализацию индивидуальных физкультурных потребностей, а с другой – сформировать максимальный оздоровительный эффект. Такое сочетание предъявляет соответствующие требования  к профессиональным качествам специалистов. Они должны уметь не только грамотно спланировать и провести оздоровительные мероприятия, но и способствовать формированию физкультурных мотивов и потребностей [6, с. 46]. 

Учитывая закономерности обучения и воспитания данного контингента детей, физическое воспитание в санаторной школе строятся с учетом специфических особенностей теории и методики физической культуры. Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и перенести свои плоды. Поэтому обобщение опыта работы в санаторной школе поможет педагогам в организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня школ такого типа и в центрах  физической реабилитации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Борис Д.З. Валеологические аспекты педагогической ортопедии // Фiзiч. культура i здароўе. – 2001. – №1. – С. 117.

2.     Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 240 с.

3.     Гужаловский А.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы /А.А.Гужаловский, С.Д.Батченко // Фiзiч. культура i здароўе. – 1998. – №3. – С. 97-114.

4.     Дубровский В.Н. Спортивная медицина: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

5.     Криволанчук И.А. Социально-биологические факторы нарушений функционального состояния центральной нервной системы школьников и двигательная активность // Фiзiч. культура i здароўе. – 1996. – № 5. – С.12-13.

6.     Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

7.     Полещук А.М. Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня начальной вспомогательной школы // Фiзiч. культура i здароўе. – 2001. – №2. – С.97.

8.     Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 480 с.

9.     Храшов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Тексты лекций /Гродн. гос. ун-т – Гродно, 2000. – 80 с.



 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.