Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час желательно планировать в послеобеденное время не раннее одного часа после приема пищи [7, с. 97].
Характерной чертой спортивного часа с детьми, имеющими нарушения желудочно-кишечного тракта, является то, что он должен включать корректирующие упражнения. Именно поэтому детям окаывается организационная помощь педагога-воспитателя.
Оздоровительный эффект занятий во многом зависит от их правильной дозировки. Нужно внимательно относиться к внешним признакам утомления. При учащенном дыхании, скованности движений, нарушении координации надо дать ученику отдых или переключить его на другие занятия, не связанные с физической нагрузкой.
Нельзя допускать, чтобы в отведенное на физкультурные занятия время дети находились в постоянном движении. Необходимы перерывы для отдыха. Чем младше школьники, тем чаще должны повторяться перерывы.
Несмотря на непринужденную обстановку во время проведения оздоровительного часа, реализация физиологической потребности школьника в движении не должна быть спонтанной и импульсивной. Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитателю необходимо тщательно продумывать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятий. При этом целесообразно проконсультироваться с учителем физической культуры и медработником.
Спортивный час, как правило, строго не регламентируется по структуре и времени. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная. Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих и подготовительных упражнений. Вторая часть – основная. Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность и корригирующие упражнения. Третья часть – заключительная. В основном направлена на организацию окончания занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятий обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале и постепенное ее снижение к концу.
Для большего педагогического эффекта целесообразно применение нестандартных способов проведения оздоровительного часа. В зимнее время эмоциональность и повышенный интерес вызывают у детей лепка снеговиков, строительство из снега крепостей, игра в снежки, катание с ледяных горок, катание на санках и лыжах; весной и осенью – пешие марш-броски с играми на «привалах». Использование оздоровительных сил природы позволяет не только получить необходимую физическую нагрузку, но и обладает сильнейшим закаливающим воздействием [3, с. 110-114].
1.6 Физкультурные паузы на самоподготовке
Такие занятия организует и проводит воспитатель в своей группе. Продолжительность самоподготовки зависит от возрастных особенностей занимающихся. В начальных классах их время не должно превышать 1,5 часа, в средних и старших классах – 2-2,5 часа соответственно.
Комплексы упражнений могут выполняться в классе, спортзале или на улице, в зависимости от содержания физкультурной паузы и погодных условий.
Физкультурные паузы на самоподготовке должны включать комплексы упражнений для глаз с целью предупреждения зрительного утомления и заболеваний зрительных органов.
Любое движение, даже самое простое, активизирует не только общий кровоток в организме, но и движение крови непосредственно в сосудах глазного яблока и циркуляцию внутриглазной жидкости, которые замедляются с нарастанием утомления, что неизменно приводит к стогнации (застою). Основным источником энергии, необходимой для функционирования нервных клеток, является окисление глюкозы. Однако в глазном яблоке почти нет запасов углеводов и тем более кислорода. Поэтому нормальный обмен веществ в нем целеком зависит от постоянной доставки энергетических материалов с кровью. Как в любом работающем механизме, так и в клетках глаза после использования продуктов питания образуются отходы, которые необходимо выводить, ибо, скапливаясь, они резко понижают функцию органа зрения. Совершенно очевидно, что восстановление нормального кровообращения является одним из важнейших этапов как для профилактики зрительных расстройств, так и для корректировки утраченного зрения. Важнейшая роль в этом принадлежит упражнению. Всего несколько минут в день для несложных упражнений ‑ и активизируется кровообращение, голодные клетки получат питание, очистятся от ядов и шлаков. Мышцы, постоянно тренируясь, увеличат свою силу до такой степени, что смогут удерживать форму глазного яблока при аккомодации.
Мы предлагаем использовать методику Э.С. Аветисова.
Она состоит из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах ‑ сидя.
Груша первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости).
Упражнение I. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 с, затем откройте их на 3-5 с повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 с, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 с.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 с; повторите 3-4 раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц).
Упражнение I. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали ‑ влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так ‑ 8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения главами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.
Группа третья (Для улучшения аккомодации).
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение I. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 с, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 см, и через 3-5 с, руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 с, на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 с смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 с, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Физкультурные паузы на самоподготовке должны включать также занятия на специальных тренажерах. Например, при пониженной кислотности желудка следует раскачиваться на качелях с малой амплитудой движения, а с повышенной кислотностью – на качелях с большой амплитудой движения. При длительных регулярных упражнениях на таких тренажерах кислотность желудка нормализуется. Кроме того, такие занятия способствуют нормализации эмоциональной сферы и положительно отражаются на общем самочувствии учащихся.
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Врачебный контроль
Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторных школах необходим врачебный контроль.
Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинским осмотром и инструментальными исследованиями. Оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:
1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся;
2) планирование физических нагрузок и их корректировку;
3) профилактику травматизма на уроках физкультуры;
4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий;
5) врачебные консультации;
6) проведение функциональных проб;
7) самоконтроль учащихся.
Важным направлением врачебного контроля является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т. п.), соответствие одежды и обуви.
Не менее важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в санаторной школе – урок физкультуры, самостоятельные игры на большой перемене и т. д. И главное – определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.
Школьный врач вместе со специалистом по физической реабилитации проводит контроль и исследования непосредственно на уроках, периодически сопоставляет их результаты с данными медицинских обследований. Врачебный контроль помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму учащихся конкретной программой занятий, физкультурному состоянию и подготовленности учащихся санитарной школы.
Запланированные физические упражнения и методика их проведения (интенсивность физических нагрузок, последовательность и т. д.) проверяются по пульсовому режиму, для чего по ходу занятий учащиеся самостоятельно подсчитывают пульс групповым методом (по команде) или выборочно это делает врач школы, ведущий контроль. Физиологическая кривая занятий может изменятся в соответствии с планом их построения, однако оптимальным вариантом для учащихся является пульс не более 150-160 ударов в минуту. Полученные данные помогают врачу и учителю физической реабилитации правильно распределить учащихся по группам (учитывая сопутствующие заболевания) и точнее дозировать физические нагрузки, а также уделять большее внимание обучению учащихся произвольному управлению дыханием; соблюдению правильного взаимодействия дыхания с движениями; организации страховки при выполнении физических упражнений, особенно связаных с сохранением устойчивого равновесия, на расслабление, аутотренинг и самомассаж.
В ходе врачебного контроля учитываются следующие закономерности.
1. Физические нагрузки должны быть индивидуальными и строго дозированными.
2. Физические упражнения, закаливающие процедуры способствуют развитию резервных возможностей организма, поэтому необходима систематическая и настойчивая тренировка этих механизмов.
3. При проведении занятий необходимо исходить из основных дидактических принципов: систематичности (не менее трех занятий в неделю), постепенности, учета индивидуальных особенностей, физической подготовленности, соблюдения режима дня и рационального питания.
4. Положительные результаты дают комплексные занятия физической реабилитацей: сочетание общефизических упражнений, игр, оздоровительной ходьбы, элементов легкой атлетики, ходьбы на лыжах, прогулок, экскурсий, дыхательных упражнений, аутотренинга на фоне использования природных факторов закаливания, которые следует проводить преимущественно на открытом воздухе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9