Рефераты. Оценка эффективности физкультурно- оздоровительной работы в санаторной школе

2.2.1.Физическое развитие

29

2.2.2. Физическая подготовленность

31


3. Оценка эффективности уроков физической

реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы

в режиме дня санаторной школы…………………………………………………..

 

 

 

35


Заключение…………………………………………………………………………..

 

40


Список использованных источников………………………………………………

 

40


Приложение………………………………………………………………………….

42

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей школьного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания  средств, методов и форм организации занятий физической культуры с детьми и подростками в условиях санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно-обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах.

На сегодняшний день все еще недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья занимающихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников как в течение учебного года, так и во время каникул. В связи с этим встает проблема оптимизации процесса физического воспитания  детей и подростков в санаторных школах.

Поэтому цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализоваться за относительно короткий период (1 год).

Для того чтобы достигнуть поставленной цели в процессе работы мы ставили перед собой следующие задачи.

1.     Изучить научно ‑ методическую литературу по организации и оценке физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

2.     Изучить общие особенности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

3.     Оптимизировать двигательную активность учащихся в санаторной школе посредством внедрения различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режим дня  школьников.

4.     Использовать помощь и опыт медицинских работников и педагогического коллектива санаторной школы.

Для решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания необходимо определить наиболее оптимальное содержание учебного материала уроков физической культуры, отвечающее принципу оздоровительной направленности. При этом следует учитывать, что наибольшей эффективностью будут обладать средства и методы физического воспитания и физической нагрузки, разработанные с учетом уровня физического здоровья школьников, т. е функциональных возможностей всех систем организма.

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

Учитывая реабилитационную направленность, учебный план санаторной школы предусматривает еженедельное проведение трех уроков физической культуры по 40 минут как внешкольного компонента. Причем, необходимым условием деятельности санаторных школ является проведение максимального количества уроков физической реабилитации и всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

Обязательным условием рационального построения двигательного режима является качественное разнообразие движений, сбалансированное в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями организма. Биологическая потребность в движении (гигиеническая норма) реализуется посредством ежедневной двигательной активности. Объем ежедневной и недельной двигательной активности должен обеспечиваться комплексом мероприятий в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Двигательная активность учащихся способствует тому, что во время мышечной деятельности усиливается импульсация из проприорецепторов и одновременно возбуждается двигательная зона коры головного мозга, а все это рефлекторно вызывает усиление вегетативных функций. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливаются функции внешнего дыхания, повышается обмен веществ и интенсивность процессов пищеварения.

В реабилитационной физической культуре следует различать упражнения общего и специального воздействия.

Упражнения общего воздействия преследуют оздоровление и развитие всего организма учащихся и применяются в самых разнообразных видах. К ним относятся: строевые, порядковые и общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов, упражнения с предметами, упражнения на снарядах, упражнения-задания, элементы подвижных игр, легкой атлетики, волейбола, настольного тенниса, плавания, езды на велосипеде, ритмической гимнастики, прогулок, ближнего туризма и т. д..

Упражнения специального воздействия преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении или напряжении мышц (релаксация), упражнения на растягивание, равновесие, координацию, корригирующие упражнения, упражнения на осанку, упражнения, увеличивающие амплитуду движения и гибкости, укрепляющие мышцы брюшного пресса, спины, сердечно-сосудистую систему, улучшающие устойчивость тела в ортотрадном положении; упражнения на специальных снарядах, тренажерах, аппаратах.

При выполнении упражнения общего и специального воздействия чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие на организм учащегося, так и развитие функциональных проявлений пораженных систем.

В комплексной физической реабилитации следует соблюдать определенный двигательный режим, направленный на создание наиболее оптимальных, удобных с точки зрения биомеханики, поз и положений тела в повседневной жизни школьников в целях профилактики и предотвращения функциональных нарушений, а также перегрузок опорно-двигательного аппарата и «изнашивания» тканей. Соблюдение правильного двигательного режима является одним из наиболее важных и эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий. [1, с. 117]

В режиме учебного дня санаторной школы помимо уроков физической культуры имеют место и другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. В условиях данного типа учебных учреждений организация гимнастики до учебных занятий, игр на малых переменах, физкультминутки на уроках, большой подвижной перемены, спортивного часа и физкультурных пауз на самоподготовке не вызывает особых трудностей, а при умелом комплексном подходе служит хорошим средством в деле оздоровления школьников.

1.   ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ


Главной целью физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе является не только оздоровление и укрепление всего организма но и осуществление воспитательных целей. Физическая культура воспитывает у учащихся сознательное отношение к использованию физических упражнений в лечебно-профилактических целях, формирует гигиенические навыки, предусматривает сознательное участие учащихся в регулировании общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

В соответствии с указанными целями в санаторной школе ставятся следующие основные задачи:

-укрепление здоровья, содействие правильному всестороннему развитию ребенка;

-повышение физиологической активности органов пищеварения, ослабленных болезнью;

-повышение физической и умственной работоспособности;

-укрепление и совершенствование функций мышечной системы и особенно мышц брюшного пресса;

-укрепление сердечной мышцы и сосудистого аппарата, улучшение мозгового кровообращения;

-постепенное (в пределах возможного) исправление осанки и улучшение функций опорно-двигательного аппарата;

-обучение рациональному дыханию, улучшение деятельности аппарата дыхания;

-закаливание в процессе занятий;

-улучшение эмоционального состояния учащихся;

-улучшение обмена веществ;

-повышение иммунологической реактивности как средство борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями;

-восстановление и совершенствование навыков в основных видах двигательной деятельности (гимнастических упражнениях, ходьбе, беге, простейших прыжках, метании, равновесии, лазании и др.);

-восстановление и некоторое совершенствование двигательных (физических) качеств – выносливости, силы, ловкости, быстроты, координации движений.

Последовательное решение этих задач на уроках физической реабилитации должно быть связано с общим улучшением состояния здоровья учащихся.

Физическая реабилитация как метод оздоровления имеет ряд особенностей. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к учащимся физических упражнений в условиях активного и сознательно участия в этом процессе самого ученика. Во время занятий ученик должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения специалиста. Возникающие у учащегося представления о характере упражнения (задания), которое нужно выполнить, позволяет ему сознательно реализовать и координировать свои действия и движения. Это сознательное и волевое участие ученика в процессе упражнения (задания) позволяет усиливать у него восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

Еще одной важной задачей в санаторной школе является подбор средств физической реабилитации в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы школьников, обеспечить соответствие средств реабилитационной физической культуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Физические упражнения повышают тонус центральной нервной системы,  улучшают нейрогуморальную кортикальную регуляцию функций пищеварительного тракта, оказывая положительное влияние на нервно-психическую сферу и эмоциональное состояние учащихся. Объем двигательной активности учащихся в течение дня должен соответствовать биологическим ритмам детского организма и исключать возможности стрессовых влияний, которые ведут к истощению нервной системы.

Физическая реабилитация является методом естественно-биологического содержания, так как она использует основную биологическую функцию  живых организмов – функцию движения. Одним из основных принципов немедикаментозной коррекции различных функциональных нарушений является изменение режима жизни детей в сторону постепенного контролируемого увеличения объема двигательной активности. Увеличение двигательной активности учащихся приводит к усилению внешнего и тканевого дыхания, энергообеспечения, нормализации всех видов обмена и регуляции, повышению реактивности всех систем и органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.