Рефераты. Оценка эффективности физкультурно- оздоровительной работы в санаторной школе

2.1.1 Функциональные пробы


Более информативным и достоверным методом оценки функционального состояния физических систем организма учащихся санаторных школ являются функциональные пробы. Содержание функциональных проб, требования, предъявляемые к тестированию, полученные результаты заносятся в рабочий журнал функциональных проб и индивидуальную карту (приложение). Перед проведением функциональных проб не должно быть физической нагрузки. Не следует проводить их после бессонной ночи, повышенных эмоциональных переживаний, а также после сытной еды. Если нагрузка на других занятиях была значительной, то пробу в этот день проводить не рекомендуется. Чтобы получаемые результаты были сопоставляемы, нужно проводить исследования в одинаковых условиях.

Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

В покое замеряется частота пульса. Затем выполняется нагрузка: 20 приседаний за 30 сек. Повторный замер пульса – через 3 минуты. Разность между величиной пульса (после нагрузки и в покое) должны составлять:

не более 5 ударов – хорошая;

от 6 до 10 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Генчи.

Эта проба отражает состояние сердечно-сосудистой дыхательной системы. Проба заключается в задержке дыхания после выдоха. Выполняется глубокий вдох (2 – 3 раза), после чего следует спокойный выдох и задержка дыхания (зажав пальцами нос) с контролем времени. Оценка производится следующим образом:

свыше 30 секунд – хорошая;

20 – 25 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд- неудовлетворительная.

Ортостатическая проба.

Данная проба отражает качество деятельности вегетативной нервной системы, регулирующей работу организма. Для ее проведения нужно лечь на спину, после 3-5 минутного отдыха подсчитать частоту пульса лежа. Затем спокойно встать, побыть в позе стоя 1 минуту и опять подсчитать пульс. Разница в частоте пульса между положением лежа и стоя будет говорить о состоянии нервной системы:

6-10 ударов – хорошая;

13-18 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Ромберга II.

Используется для детей и подростков с 8 до 16 лет. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора. Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется до потери равновесия.

Результаты пробы определяются следующим образом:

31-60 секунд – хорошая;

15-30 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд – неудовлетворительная.

Результаты оправданы при условии, что дрожание век и пальцев рук отсутствует.

Проводить описанные выше пробы рекомендуется систематически, согласно учебному графику, оценивая динамику результатов вместе с врачом школы.


2.1.2 Самоконтроль


Самоконтроль является прекрасным дополнением к врачебному контролю, а также имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Самоконтроль помогает ученикам на уроках физической реабилитации познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям реабилитационной физической культурой. Самоконтроль осуществляется на основании субъективных и объективных показаний.

Субъективные показания основаны на личных ощущениях, на умении их понимать. С помощью субъективных ощущений можно оценить настроение, самочувствие, аппетит, боль, работоспособность, желание заниматься, состояние желудочно-кишечного тракта, потоотделение и т. д. Оценка субъективных показаний осуществляется по трехбалльной системе. Субъективные ощущения предупреждают о переутомлении, переохлаждении, перегревании и т.п.

Объективные показания выражаются цифровыми данными: частотой, пульса, дыхания, продолжительностью сна и т. д. Сюда можно отнести и антропометрические показания: динамометрию, вес, артериальное давление, частоту дыхания за 1 минуту.

Для более глубокого и надежного самоконтроля полезно вести дневник самоконтроля (табл. 2.1.2.1), записывая три раза в неделю основные показатели субъективных и объективных оценок состояния организма перед занятием, во время занятий и после него. Для этого каждый ученик санаторной школы обязан иметь дневник самоконтроля, в котором он записывает свои основные показатели за весь период обучения в школе. Дневник самоконтроля проверяется при каждом посещении врача школы. Воспитатели школы оказывают помощь учащимся в ведении дневника. Для дневника рекомендуется использовать тетрадь, которая будет нужна в течение всего года. Это позволит врачу школы и специалисту по физической реабилитации проследить процесс оздоровления по возрастным особенностям учащихся.

Таблица 2.1.2.1 – Дневник самоконтроля ученика санаторной школы

_________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

_________                                                                                                             ______________

класс, год рождения                                                                                              название школы


Показатели

Дата записей







субъективные

Настроение







Самочувствие







Аппетит







Болевые ощущения







Работоспособность







Желание заниматься







Нарушение режима







Потоотделение







Состояние желудка







объективные

Сон







Дыхание







Индивидуальная гимнастика







Водные процедуры







Пульс

утром лежа







перед занятием







в средине занятий







в конце занятия







вечером перед сном







Замечания воспитателя







Запись врача







Показатели дневника самоконтроля и индивидуальной карточки (см. приложение) дают возможность врачу школы определить, насколько правильно проводятся занятия по физической реабилитации и как они влияют на оздоровление и общее состояние учащихся. Дневник самоконтроля содержит следующие показатели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.