Рефераты. Оценка эффективности физкультурно- оздоровительной работы в санаторной школе

Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целеустремленно, в соответствии с терапевтическими задачами,  в дозированной форме, с учетом общего состояния ученика, особенностей заболевания и нарушения функций пораженного органа желудочно-кишечного тракта.

Для получения положительных результатов необходимо соблюдать следующие правила.

1.     Системность – воздействие определенного набора упражнений и последовательности их применения в зависимости от общего состояния учащегося.

2.     Регулярность – применение физических упражнений должно осуществляться ежедневно с использованием их при ряде заболеваний внутренних органов несколько раз в день с небольшими нагрузками.

3.     Длительность применения физических упражнений – необходимое условие для достижения лечебного успеха.

4.     Нарастание в процессе тренировки физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения, когда физическая тренировка будет постепенно возрастать и усложнятся.

5.     Индивидуализация в методике и дозировке применения физических упражнений, зависящая от особенностей заболевания, а также возраста и общего состоянии учащегося.


1.1 Утренняя гигиеническая  гимнастика


Это наиболее массовая форма подготовительно-стимулирующих оздоровительных упражнений. Ее задача – активизация физиологических функций организма, перевод их из состояния покоя после ночного сна в оптимальное состояние для более быстрого перехода к новому уровню активности, а также улучшение самочувствия и настроения.

Структура, содержание и физиолого-гигиеническое нормирование физических нагрузок утренней гимнастики должно соответствовать занимающемуся контингенту и его возрастным особенностям. В комплекс упражнений утренней гимнастики рекомендуется включать ходьбу, потягивание, наклоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, подскоки. Можно включить упражнения на концентрацию внимания и точность движений

[2, с. 197-198].

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

В проветриваемом солнечном помещении в течение 1-2 минут выполнить ходьбу на месте в бодром темпе, желательно при музыкальном сопровождении.

1. И. п. – о. с. Руки в стороны, вверх, подняться на носки, руки за голову, принять и. п.

2. И. п. – о. с. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться в грудной части позвоночника, принять и. п.. То же – с другой ноги.

3.И. п. – о. с. Выпад правой ногой вперед, руки на пояс, поворот кругом, левым плечом назад, выпад на левой ноге, руки за голову, поворот кругом, выпад на правой, руки на пояс; принять и. п.. То  же – в другую сторону.

5. Лежа на спине, поднять ноги вперед (по отношению к туловищу), опустить справа (до касания носками пола), принять и. п. То же в другую сторону.

6. Лежа на спине, приподнимая прямые ноги, руки в стороны, круговые движения ногами вправо, затем влево. Выполнять медленно, силой, прямыми ногами.

7. Лежа на животе, руки вверх, прогнуться, поставить согнутые руки на уровне груди, выпрямить руки, упор лежа, медленно, силой согнуть руки, лечь на живот, принять и. п..

8. Стойка ноги врозь, руки на поясе. Прыжком ноги скрестно, врозь. Повторить 8-10 раз.

Заканчивается гимнастика ходьбой на месте с постепенным снижением темпа до полного восстановления дыхания. Каждое упражнение можно видоизменять, усложняя или упрощая его в зависимости от самочувствия занимающихся.

Движения мышц при физических упражнениях такого типа повышают тонус и уровень активности центральной нервной системы и ее работоспособность, а также рефлекторно и контактно – через массажные воздействия при движениях диафрагмы и мышц брюшной стенки – повышается функциональное состояние органов желудочно-кишечного тракта. Утренняя гимнастика кроме оздоровительной имеет еще и воспитательную ценность, так как проводиться в строго закрепленные часы в режиме дня школы [6,с.192-193].  

 

1.2 Игры на малых переменах

 

Проводятся организатором внеклассной воспитательной работы совместно с учителем физической культуры и активом учащихся старших классов. Игры на малых переменах имеют свои особенности. Они не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт. Игры должны быть просты по сюжету и, кроме этого, должны давать возможность любому учащемуся  войти в игру и выйти из нее по своему желанию. На малых переменах широкое применение находят игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, действия с  закрытыми глазами, упражнения на ловкость, координацию, равновесие, набрасывание колец и другие.

Игры на малых переменах непродолжительны, но немаловажную роль играет их зрелищность и занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что тоже помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.


1.3 Физкультминутки

 

Организовываются на уроках во время длительной однообразной работы. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной и физической деятельности, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т. д.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений  (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1-2 минуты [5, с. 207].

Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных утомлением нервных центров. Учитывая особенности детей, проведение физкультминутки в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплексы могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя выбирается такой способ расположения учащихся, при котором им не мешала бы школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали бы друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения с притопами и другими действиями.

Примерные комплексы физкультминуток для детей школьного возраста.

На уроке письма или рисования (для расслабления кистей рук и мышц туловища).

Первый комплекс (сидя за партой).

1-е упражнение. И. п. ‑ руки, согнутые в локтях, сложены на парте. Перевести руки за голову, не разводя их; вернуться в и. п.

2-е упражнение. И. п. ‑ руки за спину. Наклон головы вперед; вернуться в и. п. Наклон головы назад; вернуться в и. п. Наклон головы вправо; вернуться в и. п. Наклон головы влево; вернуться в и. п.

3-е упражнение. II. п. ‑ руки вытянуты вперед ладонями вверх. Сжимая пальцы в кулаки, согнуть руки в локтях; вернуться в и. п.

Второй комплекс (стоя за партой)

1-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Наклониться вправо, пальцами правой руки дотронуться до скамейки, левую руку скольжением поднять под мышку; вернуться в и. п. То же в другую сторону, дотрагиваясь до скамейки левой рукой.

3-е упражнение. И. п. ‑ опереться руками о край парты. Повернуться направо, правую руку назад, достать до кисти левой руки; вернуться в и. п. То же в другую сторону, левую руку назад.

Третий комплекс (стоя около парты)

1-е упражнение. И. п. ‑ руки вперед. Поднимаясь на носки, медленно отвести руки в стороны, сжимая и разжимая пальцы. Так же вернуться е и. п.

2-е упражнение. И. п. ‑ руки за головой. Присесть, руки выпрямить вперед ‑ в стороны; вернуться в и. п.

3-е упражнение. И. п. ‑ основная стойка. Ходьба на месте.

Перед физкультминуткой следует открыть форточки или окна. Через каждые 3-4 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры [3, с. 99-102].


1.4 Большая подвижная перемена


Позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Важным условием ее проведения является наличие заранее подготовленного места занятий. Местом проведения подвижной перемены (в зависимости от содержания и погодных условий) могут быть коридоры, спортивная площадка и пришкольная территория. Эффективность данной формы опять же во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся. Поэтому по окончании урока, предшествовавшего  динамической перемене, учитель, работавший с классом, сопровождает детей к месту ее проведения и помогает организовать занимающихся.

Большая подвижная перемена проводиться в свободной непринужденной игровой форме, с учетом пола и интересов детей. Как правило во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. В содержание подвижной перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр, езда на велосипедах, самостоятельные игры детей [3, с. 103-104].

Большая подвижная перемена занимает особое место в распорядке дня санаторной школы. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся.

Подвижная перемена организуется после третьего урока в течение 30 минут. Из этого времени на занятие физическими упражнениями и играми отводиться 20 минут. Оставшееся время планируется на пассивный отдых и подготовку к уроку.

При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Известно, что у детей начальных классов утомление наступает быстрее, что вызывает необходимость активного отдыха. Однако учащиеся начальных классов не имеют достаточного опыта и умения самостоятельно его организовывать. Им необходим руководитель. Что касается V-VI, VII-IX классов, то здесь нужно учитывать самостоятельность детей. Они любят игры, где можно самим принимать решения, проявлять инициативу. Следует учесть и тот факт, что двигательные возможности мальчиков и девочек начинают различаться, поэтому помимо совместных игр предусматриваются отдельные игры для мальчиков и девочек. Материал, предлагаемый учащимся на большой подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической реабилитации и согласовываться с врачом школы.

 

1.5 Спортивный час

 

Проводиться в санаторных школах воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На спортивном часе преследуются следующие задачи:

1) создать условия для развлечения и физической разрядки детей;

2) добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;

3) закрепить у детей интерес к физкультурным занятиям.

Занятия физическими упражнениями и играми на спортивном часе способствуют укреплению здоровья, активному отдыху учащихся, поддержанию их умственной работоспособности.

Это мероприятие носит прежде всего оздоровительный характер. Поэтому необходимо проводить его на открытом воздухе  и лишь в ненастную погоду – в хорошо проветренном чистом помещении. Следует соблюдать все санитарно-гигиенические требования к занятиям (чистота площадок, соответствующая одежда учащихся, допустимые температурные нормы и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.