МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Мозырский государственный педагогический университет»
Республиканский конкурс научных работ студентов
высших учебных заведений Республики Беларусь
Физическая культура и спорт
Новое - доступно
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ
Ярошевич Людмила Андреевна
4 курс
Курленко Николай Иванович,
старший преподаватель кафедры ТиМФВ
Мозырь, 2004
РЕФЕРАТ
Объем работы – 42 с., количество иллюстраций – 4, таблиц – 5, приложений – 1, использованных источников – 9.
Ключевые слова: САНАТОРНАЯ ШКОЛА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАРТОЧКА УЧЕНИКА.
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания средств, методов и форм организации занятий физической культурой с учащимися санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах. Недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья учащихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников. По этому существует потребность в оптимизации процесса физического воспитания детей в санаторной школе.
В связи с этим цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализовать себя в относительно короткий период (1 год).
Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.
Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.
С целью оптимизации физкультурного процесса в санаторной школе проводятся такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как утренняя гимнастика, игры на малых переменах, большая подвижная перемена, спортивный час, физкультурные паузы на самоподготовке.
Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторной школе необходим врачебный контроль, который включает в себя широкий комплекс мероприятий: 1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся; 2) планирование физических нагрузок и их корректировка; 3) профилактика травматизма; 4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий; 5) врачебные консультации; 6) проведение функциональных проб; 7) самоконтроль учащихся.
Функциональные пробы включают: реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, пробу Генчи, ортостатическую пробу, пробу Ромберга II. Оценка состояния функциональных систем дается по трехбалльной шкале: хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.
Самоконтроль является дополнением к врачебному контролю и осуществляется на основе объективных и субъективны показателей.
Для удобства полезно вести дневник самоконтроля.
Большое практическое значение во время занятий имеет педагогическое наблюдение, которое осуществляется как за психическим состоянием учащихся, так и за их физическим развитием и физической подготовленностью. Оно направлено на изучение построения занятий физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физического развития, определение границ функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам, индивидуального учета реакций и получение максимального оздоровительно эффекта от занятий.
Педагогическое наблюдение за физическим развитием включает: наблюдение за ростом тела в длину, наблюдение за динамикой массы тела, наблюдение за экскурсией и окружностью грудной клетки. Все результаты наблюдений фиксируются в таблицах, и в конце года вычерчиваются графики динамики показателей. Что касается физической подготовленности, то здесь наблюдение ведется за быстротой движений, за гибкостью суставов плечевого пояса и позвоночника, за ловкостью движений и чувством координации в пространстве. Результаты наблюдений за физической подготовленностью оцениваются либо положительно (+), либо отрицательно (-) и вносятся в карточку ученика каждую четверть.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистом физической реабилитации по следующим критериям: 1) реакция функциональных показателей (реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, проба Генчи, проба Ромберга II, ортостатическая проба); 2) самостоятельное выполнение учениками физических упражнений (утренней гигиенической гимнастики, посещение школьных секций и кружков, выполнения индивидуальных заданий, ведение дневника самоконтроля); 3) общешкольные оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, дни здоровья), 4)физическая способность (быстрота движений, гибкость плечевого пояса, гибкость позвоночника, ловкость движений, чувство координации в пространстве). В конце четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика.
Карточка заполняется медицинским работником, который в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Она заводится для каждого ученика и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года. Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявлена в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект недостаточный и требует выявления причин этого.
Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и приносить свои плоды. Поэтому предлагаемая система оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе поможет педагогам в организации своей работы в школах такого типа и центрах физической реабилитации.
отзыв
о студенческой научной работе
«Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе»
Работа Л.А Ярошевич посвящена комплексному анализу эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы санаторного типа, работающей с детьми, страдающими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Актуальность исследования обусловлена значительной распространенностью подобных заболеваний у современных школьников и трудностями в их лечении.
Особую значимость работе придает то, что она выполнена на базе учреждения образования оздоровительного типа, расположенного в зоне последствий аварии на ЧАЭС, работающего с контингентом учащихся, которые постоянно проживают на территориях с радиоактивным загрязнением.
В связи с отсутствием программного материала для санаторных школ, специализирующихся по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, выполненное исследование дает учебно-методический материал по оценке физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы.
Студентка Л.А.Ярошевич совместно с медработниками, преподавателями физической реабилитации и воспитателями школы в течение года проводила свои исследования по врачебно-педагогическому контролю (включая функциональные пробы), а также по оценке эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы.
В результате была предложена индивидуальная карточка для каждого ученика школы, где на основании полученных данных и их анализа делалась запись, которая являлась оценкой результатов оздоровительной работы всего учебного года.
Все предложенные в работе мероприятия нацеливают на достижение конечных результатов учебно-воспитательной работы, а также на поэтапность решении задач физической реабилитации в школе.
Поставленная в работе цель полностью достигнута.
Л.А. Ярошевич проявила самостоятельность при анализе научной литературы, а также в выполнении практической части работы, связанной со сбором и анализом необходимого материала.
Полученные результаты были обсуждены на студенческой научной конференции.
Научный руководитель
старший преподаватель
кафедры ТиМФВ Н.И. Курленко
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
7
1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе……………………………….
10
1.1.Утренняя гигиеническая гимнастика…………………………………………
12
1.2.Игры на малых переменах……………………………………………………..
13
1.3.Физкультминутки………………………………………………………………
1.4.Большая подвижная перемена………………………………………………...
15
1.5.Спортивный час………………………………………………………………..
1.6.Физкультурные паузы на самоподготовке…………………………………...
17
2. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы…………….
19
2.1. Врачебный контроль
2.1.1. Функциональные пробы
20
2.1.2. Самоконтроль
21
2.2. Педагогическое наблюдение
28
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9