Наблюдение за экскурсией и окружностью грудной клетки
Чтобы измерить окружность грудной клетки, нужно взять сантиметровую ленту правой рукой за нулевое деление, а левой за середину. Когда ученик поднимет локти, ленту нужно разместить так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мальчиков по нижнему краю сосковых кружков, у девочек – под грудной железой (в месте прикрепления четвертого ребра). Опустив локти, нужно соединить ленту справа около груди. Во время фиксации ленты просчитать вслух до трех. Результат измерения покажет окружность грудной клетки в спокойном состоянии.
Запомнить эту величину. Затем ученик делает максимальный вдох, и результат фиксируется на высоте вдоха. После этого измеряется окружность грудной клетки на предельном выдохе. Разность между двумя последними измерениями есть экскурсия (подвижность грудной клетки). Результат измерения фиксируется в таблице и сравнивается со средними данными. Далее рисуется сетка для графика, куда вноситься результат и вычерчивается годовая кривая динамики окружности грудной клетки.
2.2.2 Физическая подготовленность
Как известно, физическая подготовленность, являясь результатом физической подготовки, отражает достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умений и навыков, способствующих эффективности целевой деятельности. Поэтому параллельно с наблюдением за физическим развитием необходимо вести наблюдение за физической подготовленностью.
Наблюдение за динамикой силы мышц
Для того чтобы определить силу, какой либо группы мышц, используют приборы-динамометры – электронные или механические.
Из механических динамометров наиболее удобны ручной и становой. Ручным динамометром измеряют силу мышц кисти. Рука при этом должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием, но без рывка. Проводят по 2 измерения на каждой руке, фиксируя лучший результат. Раз в месяц записывается максимальный результат левой и правой кисти.
Увеличение показателей относительно силы рук, бесспорно, свидетельствует о возрастании мышечной силы. В конце года вычерчивается график динамики роста силы рук.
Наблюдение за быстротой движений
Чтобы определить быстроту движений ученика, необходимо проделать следующее упражнение-тест:
И.п. – стоя, ноги врозь на ширине плеч, руки вниз. Быстро присесть, руки вперед, выпрямиться, встать на носки, руки опустить.
Посчитать количество приседаний за 6 секунд и результат записать в таблицу. Выполняя этот тест ежемесячно, ученик должен стремиться улучшить результат.
Следует отметить, что скоростные особенности ученика индивидуальны и увеличение быстроты наблюдается в тех движениях, которые ученик тренирует.
Наблюдение за гибкостью плечевого пояса
Гибкость суставов плечевого пояса можно определить, соединяя руки за спиной (одна сверху, другая снизу).
Если ученик сумел захватить руки в рукопожатие – гибкость отличная.
Если кисть касается кисти – хорошая.
Если кисти касаются кончиками пальцев – удовлетворительная.
Гибкость суставов плечевого пояса необходимо проверять ежемесячно и оценивать по пятибалльной шкале, стремясь улучшить результаты.
Наблюдения за гибкостью позвоночника
Для измерения гибкости позвоночника необходимо установить простейший тренажер (Рис. 2.2.2.1).
Рисунок 2.1 ‑ Тренажер для измерения гибкости позвоночника
1-плита ДСП; 2-сидение из ткани; 3-колодки для упора ногами;
4-измерительная линейка; 5-передвижной ремень для фиксации ног в коленях.
Сидя на тренажере, ученик должен сделать глубокий максимальный наклон вперед с прямыми ногами. Ноги упираются в колодки, колени фиксируются застежкой.
Хорошей считается гибкость позвоночника, если ученик, не сгибая ног, может коснуться линейки ладонями, или кончиками пальцев коснуться отметки 8-10см.
Выполняя тест ежемесячно, нужно фиксировать результаты в таблице, стремясь постоянно улучшать гибкость каждого ученика. В конце года вычертить график динамики роста гибкости позвоночника.
Наблюдение за ловкостью движений
Ловкость характеризуется высокой координацией и высокой точностью движений. Ловкий ученик довольно быстро овладевает новыми движениями и способен к их перестройке. Ловкость зависит от деятельности анализаторов (двигательного, прежде всего), а также от пластичности центральной нервной системы. Для определения ловкости можно использовать, например, броски мяча в корзину и многие другие упражнения. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в корзину всегда с одного и того же расстояния.
Положительные и отрицательные результаты вносятся в карточку каждую четверть.
Наблюдение за чувством координации в пространстве
Данная способность ученика требует умения как можно точнее определить расстояние до лежащего впереди предмета (мяча) и осуществить движение в нужном направлении, измеряя расстояние, и после двух-трех поворотов кругом (глаза закрыты) нанести удар ногой по предмету (рис. 2.2.2.2).
При выполнении задания ученик получает положительную оценку (+), при невыполнении – отрицательную (-), а результат вносится в карточку (см. приложение) каждую четверть.
Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системно-возрастающие требования к его выполнению (увеличение расстояния до предмета и количества поворотов кругом).
Рисунок 2.2.2.2 ‑ Определение чувства координации в пространстве:
1-мяч; 2-неудовлетворительно; 3-хорошо; 4-удовлетворительно
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ
Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется, прежде всего эффективностью, как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становиться реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка.
Врач или специалист по физической реабилитации получает необходимые данные во время врачебного контроля и педагогического наблюдения. Неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для реабилитации учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но не соответствующих возрасту или подготовленности учеников, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта.
Оценке подлежит конспект урока (его построение), хронометраж и физиологическая кривая урока.
Перед посещением урока физической реабилитации врач убеждается в наличии конспекта предстоящего урока, проверяет правильность его составления. Во время самого урока следует убедиться, соответствуют ли проводимые упражнения плану-конспекту, при отклонениях – установить, насколько они оправданы. Построение урока оценивается врачом с медико-биологических позиций.
Медработник следит также за тем, учтены ли специалистами по физической реабилитации особенности детского организма при выполнении с ними физических упражнений, соблюдается ли деление занятий на вводную, подготовительную, основную и вспомогательную части, как изменяется нагрузка в каждой из них.
Хронометраж учитывает общее время занятий, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы между ними, а также время, затраченное на объяснение последующих упражнений и т. д.
При проведении хронометража врач (медсестра) избирает для наблюдения одного ученика и при помощи секундомера регистрирует отрезки времени, затраченного на действительную работу в каждом упражнении, записывая всякий раз цифры на листке бумаги. Сумма этих цифр дает общую продолжительность рабочего времени на уроке. Отдельно отмечается время, затраченное на весь урок, от сигнала к построению, до команды «конец урока». К действительной работе в каждом упражнении причисляется и статическое напряжение в процессе его выполнения.
Время же затраченное на объяснение, а также на ожидание очереди у снаряда, на котором выполняется упражнение, считается простоем и в расчет действительной работы не входит.
Отношение суммы времени, затраченного непосредственно на физические упражнения, к общей длительности всего урока, характеризует плотность или насыщенность урока активной работой. Чем больше плотность урока, тем более интенсивным будет его физиологический эффект. Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому специалист по физической реабилитации до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации детей, расстановку оборудования и тренажеров. Оптимальной для знаний можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовительной картой хронометража (табл.3.1).
Пример. Общая продолжительность действительной работы 26 минут. Длительность урока 40 минут. Плотность урока = 26/40*100=65 %.
Таблица 3.1 ‑ Карта хронометража урока
Дата «_______» ________200___г
Время проведения от________до__
Ф. И. ученика__________________
Часть занятия
Время от и до
Перечень упражнения и их характеристика
Количество
повторений
Время не занятое упражнениями
Водная
Строевые упражнения
Подготовительная
ОРУ, упражнения на внимание
Основная
Специальные упражнения, подвижные игры, массаж
Восстановительная
Дыхательные упражнения. Самомассаж
Учитель_______________________
Общая длительность занятий в мин______________________
Время, свободное от упражнений в мин.__________________
Плотность занятия в %________________________________
Водная часть______ мин ________________% времени урока
Восстановительная часть _____ мин. _____% времени урока
Соответствие конспекту _________________________
Выводы_______________________________________
Подпись врача__________________________________
Физиологическая кривая – так принято называть графическое изображение изменений частоты сердечных сокращений во время разного рода лечебных занятий и упражнений.
Физиологическая кривая дает примерное представление о величине и характере физических усилий и представляет собой графическое изображение напряжений всего урока в целом. В простейшем виде физиологическую кривую урока воспроизводят по наблюдениям за изменением частоты пульса как признака, более или менее объективно отражающего усиление деятельности кровообращения и всего организма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9