Подометрический индекс Фридланда = h · 100 / L
За показатель нормы был взят подометрический индекс Фридланда 29-31, его увеличение или уменьшение считается признаком соответственно повышения или снижения свода стопы.
Показатель используют при изучении детской стопы в динамике.
Рис. 6. Схема измерений стопы для определения подометрического индекса.
Вальгирование (прогибание внутрь) стоп под нагрузкой.Обследуемый становится на стул в положении ноги врозь.Если под внутренней стороной свода стопы помещаются два пальца – стопа нормальная, один палец – стопа уплощенная. При плоской стопе подошвенная часть ноги плотно прилегает к опоре и сама стопа имеет уплощенный вид.
С помошью вальгирования определялось слабость мышц свода стопы (определяется по пробам); ухудшение эластических свойств связок (определяется по результатам пассивного исследования объема движений в суставах стопы); быстрая утомляемость стоп и голени, особенно при статических нагрузках; ощущение тяжести в ногах; пастозность (отечность) голеней; болевые ощущения.
Результаты осмотра заносились в тестовые карты (см. приложение 2) по которым давалась оценка выявленных нарушений осанки и плоскостопия:
нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы
некоторые отклонения требующие наблюдения школьного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно.
Значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.
2.3 Принципы построения занятий
Комплексы АФК включали в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, массажными мячами. Занимались дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.
Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включались упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения использовались как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития путем повышения ДА и эмоционального тонуса на занятиях лечебной физкультурой.
Весьма перспективной представлялась структура занятий лечебной гимнастикой, построенная на принципах «круговой тренировки» Э.В. Плаксуновой [28]. Дети последовательно выполняли упражнения на "базах", оборудованных гимнастическими снарядами и инвентарем.
В настоящее время разработаны и внедрены в практику разнообразные авторские профилактические и лечебные комплексы занятий и физических упражнений на суше.
Для профилактики деформации позвоночника и консервативного лечения плоскостопия нами были проведены авторские комплексы занятий с целью коррекции нарушения осанки и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа.
Занятия строились следующим образом:
1. Вводная часть (разминка). Основу составляют динамические упражнения;
2. Основная часть. Основу составляют статические упражнения;
3. Заключительная часть. Основу составляют динамические упражнения.
Основными принципами занятий являлись:
1. Принцип систематичности – заключается в непрерывности и планомерности использования любых средств адаптивной физической культуры в течение курса занятий. Этот принцип обеспечивается регулярностью проведения занятий, стимулируются компенсаторные реакции.
2. Принцип от простого к сложному – заключается в постоянном усложнении требований, предъявляемых к детскому организму, в процессе проведения занятий АФК.
3. Принцип постоянного повышения требований необходим для обеспечения адаптации организма ребёнка к физическим нагрузкам. С этой целью в содержание занятий включаются постепенно более сложные виды упражнений и увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки.
4. Принцип индивидуального подхода. Необходимо учитывать степень развития больного ребёнка, степень отставания или опережения функциональных возрастных показателей (учитываются особенности течения заболевания) наличие и отсутствие осложнений.
5. Принцип доступности. Все средства адаптивной физической культуры должны быть доступны. Как по своей структуре, так и по уровню физической нагрузки. Это определяется соответствием физических упражнений, уровнем психомоторного развития, состоянием здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и соответствию двигательного аппарата ребёнка.
6. Принцип учёта возрастного развития движения. Необходимо строить коррекционное воздействие так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
7. Сочетание общего и специального воздействия в процессе Занятий АФК следует понимать следующим образом:
- общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшения функций органов и систем, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств;
- специальная тренировка призвана развить необходимые функции организма, нарушенные заболеванием.
8. Принцип чередования мышечных нагрузок. Необходим для предупреждения утомления у детей. Этот принцип представляет такое сочетание средств адаптивной физической культуры, чтобы работа мышц чередовалась с отдыхом.
9. Принцип сознательности и активности. Для усиления средств адаптивной физической культуры необходимо сознательное и активное участие ребёнка в занятиях.
Составной частью занятий и средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения.
Задача этих упражнений:
1. Повышение общего тонуса организма, укрепление ослабленных мышц ног, увеличение их силовой выносливости создание крепкого мышечного корсета.
2. Формирование правильной осанки и нормального положения частей тела, обеспечение параллельности линий плечевого и тазового поясов, уменьшение косого стояния таза, устранение асимметрии углов лопаток, дифференцированное воздействие на мышцы в области выпуклости и вогнутости искривления в грудном и поясничном отделах.
3. Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы.
4. Воздействие на позвоночник с целью разгрузки, вытяжения и мобилизации, коррекции позвоночника и обратное вращение (деторсия) позвонков при наличии признаков торсии.
5. Тренировка координации движений и равновесия (балансирование), развитие мышечно-суставного чувства, и контроля за "пространственной схемой тела", обучение активной коррекции отклонений туловища и верхних конечностей, обучение активной коррекции походки.
6. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, позвоночнике, грудной клетке, органах грудной и брюшной полостей.
7. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп и голеней.
8. Укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика его нарушений.
В своей работе мы использовали и чередовали 2 авторских комплекса упражнений:
1. Комплекс упражнений, М.И.Фонарева, в основе которого лежат физические упражнения и упражнения с различными предметами:
легкий эластичный индивидуальный коврик и палочку
мяч диаметром 45-60 см.
коврик под ноги массажный.
массажный мяч
воздушный шар.
Комплекс упражнений представлен в таблице 2.
2. Комплекс упражнений, Д. Познер-Мейер, в основе которого лежит оздоровительная гимнастика с использованием гимнастических мячей.
Комплекс упражнений представлен в таблице 3.
На занятиях с детьми с нарушением осанки и плоскостопием мы использовали комплекс упражнений М.И. Фонарева, занятия строились следующим образом:
Вводная часть (разминка). Варианты ходьбы с сохранением правильной осанки в сочетании с разнообразным движением рук. Упражнения с палочкой (руки вверх, в стороны, назад), рывки согнутыми и прямыми руками, вращение рук в плечевых суставах "мельница", поочередная супинация вытянутыми в стороны прямыми руками, сведение лопаток, дыхательные упражнения с воздушными шарами, ходьба на массажной дорожке или коврике. Степ, беговая дорожка, варианты ходьбы и бега.
Основная часть.
Упражнения в исходном положении, лежа на спине, на животе, в колено локтевом и колено кистевом положении.
Упражнения на мяче большого диаметра 45-50 см.
Упражнения для мышц ног.
Заключительная часть.
Растягивание, дыхательные упражнения, расслабление.
Программа занятий дополнена массажем (см приложение 3) и дыхательной гимнастикой (см. приложение 4). С родителями детей экспериментальной группы проводилось родительское собрание, на котором им было рекомендовано каждое утро проводить комплекс утренней гимнастики (см. приложение 5), закаливание и физиолечение.
Таблица 2
Комплекс упражнений АФК с детьми экспериментальной группы разработанный М.И. Фонарёвым.
Вводная часть (разминка) — подготовка организма к специальным коррелирующим мероприятиям.
I Вводная часть
Упражнения
И.П.
Время,
дозировка
Коррекционное направление
1. Обучение правильной осанке.
Стоя у стенки без плинтуса
1-2мин.
Формирование правильной осанки и нормального положения частей тела
2. Контроль перед зеркалом.
Стоя перед зеркалом
1-2 мин
3. Дыхательные упражнения.
1-2мин
4. Ходьба, ее варианты с сохранением правильной осанки.
5-6 мин
Повышение общего тонуса организма
Основная часть — упражнения направлены на укрепление пострадавших мышечных групп.
II Основная часть
1. «Кроль».
Вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса
1 мин
Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса, координация движений.
2. «Насос». Наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса.
Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки
1мин,
25-30 раз
Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы.
3. «Штанга». Наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения.
Стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами
10-15 раз
Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы.
4. «Кошечка».
Опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах
Стоя на четвереньках
Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
5. «Колечко». Прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой
Стоя на коленях, руки на пояс
5-6 раз
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость.
6. «Ванька-встанька». Перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.
Сидя с максимально согнутыми коленями прижатыми к груди и обхваченными руками
Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве.
7. «Птица». Наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук.
Сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правиль-
ную осанку)
10-12 раз
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений контроль за положением частей тела в пространстве.
8. «Змея». Медленно разгибая руки поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову
Лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед
8-10 раз
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристи-ками движения.
9. «Свеча». Сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положению.
Лежа на спине, руки за голову
Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения.
Упражнения с мячом и физиоролом
10. Волнообразные движения туловищем, растяжка
Лежа на животе на двух физиоролах
1мин.
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины.
11. Растяжка, прогибание на мяче в исходном положении, перекатывание спиной мяча, в переход из положения лежа в положение сидя на мяче
На спине
Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференциров-ка мышечных ощущений.
12. Ходьба с мяча на руках
Лежа на животе
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины
13. По очереди поднимаем руки вверх, ноги в упоре на полу, прогибаемся- вдох, возвращаемся в исходное положение - выдох
Лежа животом на мяче
Гибкость позвоночника, статическая сила мышц спины и живота
14. Стараемся удержаться на мяче по очереди поднимаем руки вверх за голову
На боку на мяче
1мин., 8-10 раз
Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве
15. Стопы ног кладем пятками на мяч. Удерживаем мяч пятками, ногами закатываем мяч под себя, пригибаемся, выкатываем мяч, расслабляемся на мяче. Захват мяча ногами, раскачивание, вращение, подъем мяча ногами в исходном положении лежа спиной на полу
Лежа на полу на спине
2мин.
Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения
16. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола
Сидя на стуле
Укрепление ослабленных мышц ног
17. Захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов
18. Скольжение стопой вперед и назад с помощью пальцев
19. Перекат с пятки на носок и обратно
Стоя
До 1 мин
Укрепление ослабленных мышц ног. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп
20. Ходьба на месте по массажному коврику
1-2 мин.
Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы
Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп и голеней
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15