Рефераты. Комплексные методы адаптивной физической культуры, применяемые в коррекции нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников

Исследования показали, что сейчас, за редким исключением, практически нет подростков, у которых была бы правильная осанка. К сожалению, реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Гиподинамия, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата. Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом. Компьютер, развитие индустрии компьютерных игр, видео и телевидения приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к окрику: "Не горбись!". Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции. Между тем, нарушение осанки и деформацию позвоночника, как и любое заболевание, легче предупредить, чем лечить. Нарушение осанки на ранних стадиях гораздо эффективнее поддается щадящим методам лечения, чем его запущенные формы.

Таким образом, этой главе рассмотрены этиология, патогенез и клиника нарушения осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста, различные методы диагностики этих заболеваний, а также способы борьбы с ними. Мы пришли к выводу, что диагностика нарушения осанки и плоскостопия необходима с младшего возраста, т.к. выявив первоначальные признаки заболевания можно предупредить их последствия и провести своевременную их коррекцию различными средствами АФК. Активное использование различные средств АФК при плоскостопии и нарушении осанки у детей, приводит к тому, что процесс профилактики и коррекции заболеваний становится наиболее эффективен.

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением осанки и плоскостопием


2.1 Характеристика группы исследуемых


Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения в поликлинике № 4 г. Арзамаса.

В результате проведенного скрининга в исследование было включено 14 детей в возрасте 7-10 лет.

Отбор больных проводился на основе обследования с анализом жалоб, данных анамнеза, дополнительных методов обследования. Принимали во внимание возраст, пол. При сборе анамнеза учитывалась длительность заболевания, факторы риска.

На каждого ребенка заполнялась следующая амбулаторная карта:


КАРТА

лечащегося в кабинете лечебной физкультуры

1                   Ф.И.О.

2                   Дата рождения

3                   № класса

4                   Занимался ли физической культурой и спортом

5                   Диагноз клинический

6                   Диагноз при поступлении в кабинет ЛФК

7                   Жалобы больного

8                   Краткий анамнез

9                   Основные клинические данные

10              Функциональные пробы до и после ЛФК

11              Антропометрические данные

12              Измерение объема движений по суставам

13              Задачи лечебной физической культуры:

14              Схема процедуры лечебной гимнастики:

15              Примерный комплекс физических упражнений:

Общая характеристика исследуемых групп приведена в таблице № 1.

 

Таблица № 1

Общая характеристика исследуемых

Инициалы ребенка

Возраст, полных лет

Пол

Инициалы ребенка

Возраст, полных лет

Пол

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1. А.А.

7

Ж

1. У.Н.

9

Ж

2. Н.Д.

10

Ж

2. Р.Д.

10

Ж

3. О.Х.

8

М

3. Е.Г.

8

М

4. С.Ж.

7

Ж

4. Н.П.

8

Ж

5. Ф.Ч.

9

М

5. Ш. Г.

7

М

6. Ю.Р.

10

М

6. Г.Д.

9

Ж

7. К.А.

9

Ж

7.А.В.

9

М

Среднее значение


М –3, Ж - 4

Среднее значение


М –3, Ж - 4


Как следует из таблицы 1, в исследовании в основном участвовали дети младшего школьного возраста из них 6 мальчиков и 8 девочек

Школьники составили две группы:

В первую – экспериментальную группу отобраны 7 человек с признаками нарушения осанки и плоскостопием, из них 3 мальчика и 4 девочки. В экспериментальной группе осуществлялись четырёхразовые занятия в неделю продолжительностью 30-40 минут каждое в течении 2–х месяцев, направленные на коррекцию осанки и плоскостопия. Вторую - контрольную группу составили здоровые дети, из них также 3 мальчика и 4 девочки. Контрольную группу составили дети, с которыми не проводились профилактические занятия физическими упражнениями для коррекции осанки и плоскостопия.

2.2 Организация и методика исследования


Цель нашего исследования составило изучение нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование проходило в четыре этапа.

На первом этапе было проведено визуальное, антропоскопическое, пальпаторное и антропометрическое обследование.

Второй этап исследования, включал в себя непосредственное проведение занятий по адаптивной физической культуре. Группу АФК посещали дети от 7 до 10 лет, составившие 1 группу. Занятия проводились четыре раза в неделю по 30-40 минут каждое в течении 2–х месяцев. Комплексы физических упражнений проводились под руководством методиста АФК и автором исследования.

Третий этап включал в себя антропоскопическое и антропометрическое обследование, проводимое в конце учебного года с целью сравнения данных до проведения коррекции и после.

Заключительный этап работы выражался в обработке полученных результатов, которые позволили сделать вывод об эффективности данной коррекционной программы.

Все методы диагностики деформации позвоночника можно разделить: субъективные и объективные. К субъективным методам относится визуальный осмотр, который мы проводили для определения нарушения осанки детей исследуемых групп.

Осмотр детей проводился в утренние часы в хорошо освещенном и теплом помещении. Во время осмотра соблюдались следующие правила:

·                   Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут;

·                   Недолжно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу, в которой производиться осмотр;

·                   Ноги располагаются на ширине ступни и параллельно (для того чтобы равномерно распределить массу тела, носки стоп на одной линии);

·                   Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное время поддерживают необходимую для качественного осмотра позу;

·                   Ребенок стоит в обычной для него позе и не прилагает дополнительных усилий для её поддержания. Стоять на стойке «смирно» ненужно.

Вначале проводился общий осмотр, при котором определяется телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма.

Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сзади и в наклоне вперед. Это позволило оценивать осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях.

Осмотр спереди (фронтальная плоскость).

Голова и лицо – отмечаем ассиметрию черепа и лица, фиксируем, имеются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо или влево). Определяем количество стигм дисэмбриогенеза (соединительно-тканные дисплазии).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.