Помимо игр целенаправленного характера (на выпрямление осанки, укрепление мышц спины) необходимо применять подвижные игры тренирующего характера для повышенной деятельности органов кровообращения и внешнего дыхания, улучшения координации движений, развития профессиональных качеств. В педагогической литературе можно найти большое количество подобных игр, поэтому мы здесь ограничиваемся отдельными примерами.
«Казаки и разбойники». Играющих делят на две команды: казаки и разбойники. Чтобы отличить участников одной команды от другой, всем детям одной команды привязывают на руки ленточку. По сигналу инструктора «разбойники» бегут в разные стороны. «Казаки» гонятся за ними и салят их, произнося: «Раз, два, три, четыре, пять! Вот тебе казацкая печать». И «разбойник» застывает на месте. Но его может выручить неосаленный товарищ, хлопнув по плечу. Тогда «разбойник» считается свободным и снова бегает, спасаясь от «казаков». Когда все разбойники осалены, в качестве отдыха все проходят по гимнастической скамейке. Затем играющие меняются ролями: «разбойники» становятся «казаками», а «казаки» - «разбойниками», и игра продолжается. Выигрывает команда, которая быстрее осалила своих противников.
«Мы- веселые ребята». Посреди зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 15 - 20 шагов друг от друга. Здесь находится водящий. Остальные играющие стоят за чертой. Инструктор лечебной физкультуры громко произносит: «Три-четыре». Все играющие говорят хором: «Мы - веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!»
Произнося последние слова, дети перебегают на противоположную сторону, за линию. Водящий старается догнать их в пределах своей зоны и запятнать. Те, кого он сумел запятнать, выбывают временно из игры и проделывают заданные корригирующие упражнения. После 3-4 пробежек с одной стороны зала на другую по сигналу инструктора назначается новый водящий из числа отдохнувших. Игра продолжается, пока на площадке не останется один игрок. Он - победитель.
«Кто быстрее и точнее». Играющие построены в две колонны. Перед первыми, стоящими в колоннах, проводят черту. В 10 шагах от нее расставляют кегли в ряд одна за другой -всего по 5 кеглей. По сигналу инструктора первые номера двух команд бегут к своему ряду кеглей и переставляют их в 5 шагах на другой черте, быстро возвращаются к своей колонне, хлопают по ладони второго номера колонны, который после хлопка бежит к кеглям, переставляет на прежние места и бежит к своей колонне для того, чтобы хлопком по ладони дать старт третьему номеру и продолжить игру. Побеждает команда, которая быстрее перенесла и расставила кегли.
«Бездомный заяц». На одной стороне «зайцы» устраивают себе норы (кладут обручи). В начале игры «зайцы» стоят в своих «норах» (в обручах), а «лиса» находится на противоположном конце зала (в овраге). Инструктор говорит: «Зайцы скачут: скок-скок-скок на зеленый на лужок».
«Зайцы» выпрыгивают из «нор» и разбегаются по залу. Они то прыгают, то приседают и все время оглядываются, не идет ли «лиса». Неожиданно выбегает «лиса» и старается поймать «зайца». «Зайцы» спасаются в любую «нору» (в обруч). «Лиса» также старается стать в любую «нору», т. е. в обруч. Когда один из «зайцев» остается бездомным, он становится «лисой».
«Кошка и мышки». Все играющие строятся в круг и берутся за руки. Выбирают «кошку» и «мышку». Задача «кошки» - поймать «мышку», которая то выбегает из круга, то вновь возвращается в круг через «ворота» (расстояние между руками играющих). «Кошка пытается догнать «мышку» через те же «ворота», но ребята закрывают их, опуская руки, даже приседают и тем самым преграждают путь «кошке». Когда «кошке» удается прорваться через «ворота» и поймать «мышку», выбирают новую «кошку» и новую «мышку». Игра продолжается.
«Щука и караси». По обе стороны площадки проводят прямые линии, за ними - «моря». Один из играющих - «щука»находится в одной стороне зала в своем море, а «караси» (остальные играющие) - в другом «море». По сигналу инструктора: «Караси в море» «караси» перебегают из одного «моря» в другое, а «щука» их ловит. Пойманные, взявшись за руки, образуют круг посредине площадки - «корзинку». Перебегая из одного «моря» в другое, «караси» обязательно должны пробежать через «корзинку». В «корзинке» «щука» не имеет права ловить «карасей». «Карась», не пробежавший через «корзинку» или запятнанный щукой, считается пойманным. Выигрывают «караси», которых не поймала «щука».
«Волейбол» с надувными праздничными шарами. Посредине зала натягивается волейбольная сетка (шнур, веревка) на высоте соответственно возрасту детей, составляются две команды (от 3 до 6 детей в каждой), и по свистку инструктора начинается игра. Счет ведется соответственно правилам игры в волейбол.
Примечание. Игра е волейбол с надувными мячами доступна всем возрастным группам, занимающимся в детских поликлиниках, так как «мяч» - надувной шар обладает замедленным полетом. «Попади в корзину» (баскетбольную сетку). Две команды построены в колонну на расстоянии 2-4 шагов от баскетбольного счита. По сигналу инструктора первые номера забрасывают мячи в баскетбольное кольцо и после броска уходят в сторону. Вторые номера ловят мячи из исходного положения йот черты бросают мяч в корзину, после чего уступают место третьим номерам и т. д. Выполнившие бросок становятся в хвост колонны. Игра продолжается, пока каждый не выполнит 5 бросков. Выигрывает команда, забросившая в корзину наибольшее количество мячей.
Примечание. Данной игре должны предшествовать разнообразные упражнения («школа мяча») : проводка мячей, забрасывание мячей в сетку из различных положений и т. д.
Эстафета L Дети становятся в колонну, ноги на ширине плеч. У первого - мяч, он прокатывает мяч последнему в колонне между ногами стоящих. Последний принимает мяч, бежит вперед, становится первым в колонне и откатывает мяч назад. Эстафета 2. То же, что в предыдущей эстафете, но последний, приняв мяч, ползет вперед между ногами товарищей, толкая перед собой мяч.
Эстафета 3. Все становятся в колонну в основную стойку. Ведущий становится на расстоянии 2 - 3 м перед колонной и бросает мяч первому играющему; тот ловит мяч, бросает его назад ведущему и садится. Ведущий бросает мяч второму играющему, который бросает его обратно ведущему, садится, и так до последнего. Последний после ловли мяча бежит вперед на место ведущего и кричит: «Всем встать!» Ведущий становится впереди колонны (все отступают на полшага), и игра продолжается.
«Будь устойчив». Участники становятся в круг в приседе. Они бросают мяч друг другу с целью вывести партнера из равновесия. Если участник игры при ловле или бросании мяча потерял равновесие (опрокинулся или оперся о пол рукой), то ему засчитывается штрафное очко. Побеждает участник, имеющий наименьшее количество штрафных очков.
«Пятнашки малыми мячами». Играющие построены в одну шеренгу. Водящий находится посредине зала в кругу, в обеих руках у него малые резиновые (или теннисные) мячи. По сигналу инструктора играющие перебегают на другую сторону
зала, стараясь не быть запятнанными. В это время водящий старается запятнать мячами пробегающих мимо игроков. Запятнанные выбывают из игры. Игра продолжается. Смена водящего производится инструктором. Пятнать нужно правой и левой рукой.
Перекидывание мяча в шеренгах. Играющие построены в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 5-8 шагов. Перебрасывание мячом или медицинболом со своим партнером или броски в перекрестном направлении от груди, из-за головы. Предварительно сделать взмах вверх - наклон туловища, при выпрямлении - бросок партнеру.
То же, но бросающие становятся спиной и бросают мяч между ног.
То же, но с небольшим наклоном туловища назад, взмах рук с мячом вперед, последующий наклон, затем выпрямление корпуса, бросок через голову.
Эстафета с бегом. Участники построены в две колонны по 4-5 человек. От каждой колонны выделяется водящий, который с мячом в руках становится впереди своей колонны в 6 - 8 шагах. По команде руководителя «Начинай!» водящий бросает мяч одним из указанных способов первому в колонне и бежит в хвост колонны, а игрок, получивший мяч, бежит на место водящего и оттуда передает мяч в свою колонну третьему номеру и т. д. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу мяча.
Эстафета на месте. Играющие стоят в двух колоннах (или шеренгах). Мячи находятся в руках первых игроков каждой колонны. По команде инструктора играющие передают мяч в колонне через голову стоящему сзади. Когда мяч доходит до последнего, то руководитель командует: «Кругом!». Участники команды поворачиваются, и игра продолжается в обратном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тестовая карта выявления нарушений осанки и плоскостопия
Исследуемый ученик № 1 -А.А.
Тест
Ответ
Да
Нет
+
1. Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены несимметрично.
2. Выраженная деформация грудной клетки: впалая, «куриная» грудь (грудина и мечевидный отросток резко выступают вперёд)
3. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника.
4. Сильное отставание лопаток («крыловидные лопатки»)
5. Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки).
6. Нарушение осей нижних конечностей (О-образная, X-образная).
7. Неравенство треугольников талии.
8. Недостаточная подвижность позвоночника вперёд (пальцы или ладони не достигают пола).
9. Недостаточная подвижность позвоночника назад.
10. Недостаточная боковая подвижность, асимметрия.
11. Недостаточная сила мышц спины.
12. Недостаточная сила мышц правой и левой стороны туловища.
13. Недостаточная сила мышц брюшного пресса.
14. Вальгусное положение пяток.
15. Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная».
16. Повышенная степень вальгирования и угол отклонения большого пальца
17. Боли в голеностопном суставе и мышцах голени
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15